Космическая Мода

Вполне возможно, что развитие атомного тренда продолжилось бы, но пятидесятые годы закончились, и начались шестидесятые. А шестидесятые – это период  Триумфа СССР в Космосе, что, собственно, предопределило главенствующую тему моды  - Космос. К этому следует добавить  так же переход столицы моды из Парижа в Лондон и обратно и  резкое омоложение покупателей модных товаров. Понятное дело, юность куда интересней зрелости в вопросе продолжения процесса обнажения. Поначалу официальная мода почти не реагировала на рождение молодежной культуры. Поэтому Париж отстал от «свингующего Лондона» (15 апреля 1966 г. журнал «Time» назвал Лондон «свингующим городом»), где дизайнеры сосредоточили свои усилия на одежде для молодежи. Поэтому в первой половине 1960-х гг. столица мировой моды переместилась в Лондон. И мода перестала быть элитарной. В этот же период молодежь становится главным потребителем моды (например, в 1967 г. на Западе 60 % всех модных товаров приобрели девушки в возрасте 17—20 лет). Бурное развитие молодежной культуры было вызвано демографическими причинами, акселерацией и экономическим подъемом, а также … победным шествием  рок-музыки. Стихийная молодежная мода стала источником идей для модельеров. Именно в этой среде  появилась на свет самая скандальная мода 1960-х гг. — «мини», ставшая символом эмансипации и сексуальной революции. Создательница мини-юбки англичанка Мэри Квант просто «подсмотрела» эту идею на лондонской улице, позаимствовав её у девушек на Кингз-Роуд, которые уже  носили нечто подобное. В 1962 г. Квант продемонстрировала первую коллекцию женской одежды «мини». Ее модели были полной противоположностью безукоризненной элегантности парижской моды с ее традициями «хорошего вкуса» и  ханжеской моралью буржуа. Мини-мода приобрела огромную популярность, чему способствовала манекенщица, которую нашел менеджер Ж. Вильнев — знаменитая «Твигги» («Девочка-веточка»). Она являла совершенно другой образ модели: не шикарной красавицы, а угловатого подростка. «Твигги» стала настоящим кумиром 1960-х гг. «Омоложение» официальной моды произошло и благодаря «кумиру от кутюр» шестидесятых — Жаклин Кеннеди-Онассис, которая была признана одной из самых элегантных женщин своего времени. Джеки Кеннеди предпочитала одеваться в Париже у знаменитых кутюрье — Дживанши, Баленсиага, но, став супругой президента США, она решила обратиться к услугам американского модельера. Им стал Олег Кассини (Олег Лоевский), сын эмигрантов из России, карьера которого началась в Голливуде. Он шил для нее простые платья и костюмы с минимумом деталей, но современных пропорций. Новшеством было то, что эта одежда не отвлекала внимание от индивидуальности женщины. Этот стиль, разработанный Олегом для Жаклин Кеннеди, считают предтечей американского минимализма в моде.

В 1960-е, как и в 1920-е гг., начался бум абстрактного геометрического декора. Очень популярны были черно-белые графические рисунки в стиле «опарт» — в духе произведений Вазарели или Рили. Этот стиль стал очень популярен весной 1966 г. Эффект оп-арт строится на световых эффектах и на контрасте черного и белого. Это иногда  вызывало у зрителей головокружение.

Дизайнеры экспериментируют и с материалами, появляется недорогая одежда из бумаги, а затем и платья-постеры. Появляется интерес и к тканям, которые использовались в космической и спортивной промышленности. В 1960-е гг.  появляется «прет-а-порте» — модной становится именно готовая одежда из новых синтетических немнущихся и легко стирающихся тканей, а число клиентов домов «от кутюр» стремительно сокращается. Химия, алле ап! У нас тоже были они в моде, химические ткани – например, крепдышин. Вообще, мода на синтетику началась чуть раньше – после запуска советского спутника. В СССР даже появляется ткань «Космос». Из нее шили белые свадебные платья. Советские женские журналы пишут о моде того времени: «Она заглядывает в прошлое… и в будущее - в рациональную космическую эру». Здесь они ошибались – будущее оказалось иррацианальным. Но дело дошло до того, что премьер-министр Косыгин отправился в Италию и договорился о производстве ткани болонья в СССР. В Наро-Фоминске под Москвой отгрохали завод. Его главный инженер Анатолий Кирсанов вспоминал в последствии, как целый год провел в солнечной Италии, чтобы привезти в Советский Союз  технологию производства плащей болонья. Технология оказалась выгодной. Плащи стоили в Италии пять-шесть долларов, а в СССР - 300 рублей.

Но вернёмся к западным кудесникам моды. Авторитет  Парижу вернул Андре Курреж, который в 1964 г. предложил «космический» стиль. Формы, которые избрал дизайнер, были очень необычны: в них преобладали квадраты, трапеции и треугольники. При этом подол юбок располагался значительно выше колен, а сами одежды были выполнены из неординарных для того времени материалов: пластика и металла, а также обладали неописуемыми расцветками. Законченность футуристическим образам придавали высокие сапоги на плоской подошве и фантастичные шляпы в виде космических шлемов. Идея была настолько свежей, что тут же растиражировалась по всей стране, а мини-юбка стала для французов настоящей сенсацией.


Вообще, космический стиль – это очень интересная тема. В течение XX века человечество всячески стремилось расширить зону своего пребывания. Сифр опустился в глубины земли, Кусто – морей, Эдумунд Хиллари поднялся на Эверест. Человечество стремлюсь распространить свою экспансию на любое пространство. Но больше всего оно хотело проникнуть и в космос. Естественно, мода не могла пройти мимо. Темы космической эры в своих проектах использовали такие известные модельеры как Пьер Карден и Пако Рабанни. Пьер Карден создал футуристическую тенденцию с использованием синтетических и промышленных материалов в моде, с инновацией "вперед - мышления" в своей ранней работе 1960. Карден "популяризировал использование повседневных материалов для предметов моды, таких как виниловые и металлические кольца для платья, столярные гвозди для броши, и общих декоративных эффектов, таких как геометрические вырезы, аппликации, большие карманы, шлемы и негабаритные кнопки ". В 1964 году Карден начал свою линию "космической эры.

И пошло, поехало. В 1965 году произошли следующие «космических» события: Пако Рабанни представил свою первую коллекцию (ее показывали манекенщицы с «марсианским» гримом и в пластиковых платьях), а советский космонавт Алексей Леонов первым прогулялся в открытом космосе.

... «Идеальная женщина живет на другой планете», - так сказал Пако Рабанни, и шестидесятые пришли в восторг. Если не лень, то можете посмотреть фото «лунных девушек» и «марсианок» того периода. Их предостаточно в Интернет открытом доступе, а это фраза стала манифестом моды 60-х

«Мы будем вынуждены колонизировать Марс», - заявлял Пако Рабанни в своих интервью и рассказывал, что вскоре он создаст одежду из газа, которая будет менять цвет, реагируя на настроение своего владельца. По его словам дело было только за учёными, которые были просто обязаны создать необходимые для воплощения его замыслов материалы. Он не ограничивался разговорами и как- то явил миру платье из жидких кристаллов, которые меняют цвет в зависимости от температуры тела. Пако Рабанни с тех пор прочно ассоциируется с Марсом.

Вообще, несмотря на то, что  мода заглядывает в рациональную космическую эру, сам процесс рациональным не назовёшь. Фактически Космическое Лидерство СССР вызвало тренд в западной моде, а Советский Союз не смог даже по нормальному позаимствовать её. Получается, что в конце концов, СССР оказалось в плену некоего культурного явления Западного Мира, отчасти порожденного самим же СССР. Да и выглядит это всё как- то смешно и иррационально. СССР покорял Космос, Западный Мир это праздновал и создавал фильмы и моду.  Ждал Оби Вана.  В  этом есть что- то инфернальное! И это продолжается до сих пор. В ходе всего этого креативного творчества дело дошло до того, что был изобретен новый праздник. На специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днём полёта человека в космос. Соавторами резолюции стали более чем 60 государств. Интересно, многие ли знают, что первым в космосе побывал Гагарин? Почему я задаю этот вопрос? Потому что ровно через двадцать лет после первого полёта человека в космос, 12 апреля 1981 года стартовал первый пилотируемый полёт по американской программе «Спейс Шаттл». Так вот, в честь обоих этих событий во многих городах мира с 2001 года проводится вечеринка-мероприятие «Юрьева ночь».  Знак «равно» поставили, молодцы! Организатором является Консультативный совет космического поколения (Space Generation Advisory Council), неправительственная организация, объединяющая участников из тех самых 60 стран мира.  Ну что тут можно сказать? Да только процитировать Хармса: «Вот какие большие огурцы продаются теперь в магазинах!»

Этот сайт создан на материалах книги "Культура Атомного Века" М. В. Иванова- Ильина, вышедшей ограниченным тиражом и представляющей собой первую российскую попытку оценить культурное значение Атомного века (страничка автора на Литрес ) Материалы сайта разрешается использовать только с указанием ссылки на сайт или на книгу

Атомный век - новое древо познания и новое изгнание из рая.

- Иосиф Левин

История - утомительная прогулка от Адама до Атома.

- Леонард Луис Левинсон

Нет ничего, кроме атомов и пустоты. Всё прочее - впечатления.

- Демокрит

Атомная Энергия
Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности - Андрей Сахаров.
Если вы преуспеете в использовании открытий ядерной физики на благо мира, это распахнет дверь в новый земной рай.- Альберт Эйнштейн.
Начало страницы