Атомное Кино СССР

Начало 1960-х: первые полёты в космос, военное и мирное использование атомной энергии, открытие трансурановых элементов — все эти темы широко обсуждались в советской прессе и вызывали  неподдельный интерес общественности. Глубокие нравственные вопросы морального облика учёных, занимающихся темой разработки ядерного оружия, важная тема, затронута в этой и многих других советских картинах 1960-х годов (Выбор цели, Укрощение огня). Кинематограф СССР - безусловный лидер среди прочих направлений отечественного искусства по созданию произведений, посвященных Атомной теме. Я расскажу о некоторых из них.

Девять дней одного года

«Де́вять дней одного́ го́да» - драма, выпущенная на экраны в 1962 году  режиссёром Михаилом Роммом. Сюжет посвящён работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях. Одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов. Лучший фильм 1962 года по опросу журнала «Советский экран». Действие этой киноповести происходит в 1960-е годы. Молодые учёные-ядерщики: одержимый экспериментатор Гусев (Баталов) и скептически настроенный физик-теоретик Куликов (Смоктуновский), — давние друзья, влюблённые в одну девушку по имени Лёля (Татьяна Лаврова). Физик-атомщик Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым (Плотников), который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучён и Гусев. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы, ученый продолжает опыты. Гусев после ряда неудач обращается за помощью к Куликову, талантливому теоретику, другу. При проведении эксперимента, закончившегося успешно, Гусев получает новую дозу облучения. Он скрывает это ото всех, даже от Лёли, ставшей его женой, которая неверно истолковывает его замкнутость. Работу продолжает Куликов. Он полагает, что открытый Гусевым эффект — значительный вклад в науку. Гусев решает бороться до конца и настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга.

События, которые легли в основу сценария, до известной степени реальны. Научным консультантом в картине был лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года Игорь Тамм. Конец 1950-х и начало 1960-х время значительных успехов в области управляемого термоядерного синтеза. Тогда начались смелые эксперименты советских учёных на установке МТР. Случай с так называемыми «фальшивыми нейтронами» получил широкую огласку, но в реальности управляемой термоядерной реакции, о которой так мечтал герой фильма Гусев, тогда не произошло. В целом физическая картина вымышленного эксперимента в фильме отражена достаточно верно. Если бы эксперимент прошёл удачно, то одной из характеристик, по которой можно об этом судить, была бы высокая эмиссия нейтронов.

Автор: Юрий Валентинович Царёв (1932—1995)художник, автор плаката;Издательство «Рекламфильм» - http://www.plakaty.ru/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=195347

Вот отзывы на эту ленту:

«…Ромм пытался в своём фильме показать изнутри жизнь научно-исследовательского ядерного института, пафос и психологию работы над мирной (и — за кулисами — немирной) термоядерной тематикой. Мне первоначально фильм скорее понравился; теперь мне кажется, что его портит слишком большая «условность» большинства ситуаций…»

Андрей Сахаров

Критик газеты New York Times Дж. Хоберман, сравнивая работу Ромма с картиной «На берегу», отметил объединяющий их мотив негативного настроения и обречённости. Фильм, наряду с такими работами, как «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Гамлет», попал в международный кинопрокат и стал наглядной иллюстрацией оттепели в СССР для иностранного зрителя.

Карен Шахназаров отозвался о работе Ромма как о «самой шестидесятнической картине».

Алексей Баталов свидетельствует, что ряд задуманных авторами мрачных деталей был выключен из фильма по цензурным требованиям. Так, был исключён эпизод, где Гусев приходит на могилу матери, исключено указание на то, что к финалу болезнь приводит Гусева к слепоте.

Награды и премии

Прокат — 23,9 млн. зрителей

Киноафиша Автор: Островский В. И. - http://www.plakaty.ru/posters?id=953&cid=3, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=4193218

Лучший фильм 1962 года, Алексей Баталов — лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран».

Большая премия «Хрустальный глобус» Международном кинофестивале в Карловых Варах (1962)

Главная премия на кинофестивале трудящихся в Чехословакии (1962)

Почетные дипломы международных кинофестивалей в Мельбурне (1965) и Сан-Франциско (1962)

Лучший иностранный фильм в польском прокате (1962) по решению жюри клуба польской кинокритики

Государственной премии им. братьев Васильевых (1966) удостоены режиссёр и сценарист М. Ромм, сценарист Д. Храбровицкий, оператор Г. Лавров, художник Г. Колганов, актёр А. Баталов.

Следующая лента - «Выбор цели» —  это двухсерийный художественный фильм режиссёра Игоря Таланкина. В основе сюжета лежит история создания атомной бомбы в 1940—1960-х годах, события, происходившие в СССР, США и Германии. В тяжёлые послевоенные годы СССР включается в атомную гонку, разработка первой атомной бомбы поручена И. В. Курчатову. По другую сторону океана США уже у цели: в июле 1945-го был испытан первый военный образец...

В картине показана сложность морального выбора, который стоял перед западными физиками (Оппенгеймером и Гейзенбергом) и их советскими коллегами (Курчатовым и его соратниками). Несмотря на то, что советские учёные лишь реагировали на создание США атомной бомбы и её «испытания» в Хиросиме и Нагасаки, им было непросто переступить через гуманистические идеалы, свойственные людям науки начала XX века. В фильме показаны беседы Курчатова с молодыми коллегами, в которых он обосновывает моральное право Советского Союза создать собственную атомную бомбу. В фильме произведена историческая реконструкция сцены подготовки бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки американским политическим и военным руководством с участием «отца» американской атомной бомбы Роберта Оппенгеймера.

Призы и премии

1975 — Главный приз VIII Всесоюзного кинофестиваля в Кишинёве (Игорь Таланкин);

1977 (октябрь) — «Серебряная Нефертити» на II МКФ в Каире.

Интересные факты

Ядерный взрыв, столь реалистично показанный в фильме, на самом деле «спецэффект», созданный оператором Травкиным — окрашенный в оранжевый цвет одеколон в тонком слое водного раствора анилиновой краски.

Прообразом для Виталия Петровича Зубавина (Георгий Жжёнов), государственного руководителя советского атомного проекта, послужил Борис Львович Ванников.

Сценарий фильма был написан молодым сценаристом и кинорежиссёром Соломоном Шульманом и принят киностудией «Мосфильм». Снимать картину должен был сам автор. Сценарий был высоко оценен академиком Петром Леонидовичем Капицей. По утверждению газеты «Еврейское слово», И. Таланкин и Д. Гранин путём интриг добились аннулирования договора с Шульманом и, слегка изменив сценарий, а фактически украв его (это подтвердили эксперты В. Фрид и Ю. Дунский), сняли двухсерийный фильм.

 «Письма мёртвого человека» — первый полнометражный фильм Константина Лопушанского (1986). Отражает популярную в годы «холодной войны» теорию ядерной зимы.

Фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1986—1987 гг., получил ряд наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. Получил Государственную премию и сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.

Действие фильма происходит в неназванном городе, через некоторое время после окончания ядерной войны, случившейся из-за того, что подавившийся кофе ракетчик не успел отменить непроизвольный старт ракеты с ядерной боеголовкой. Учёный, нобелевский лауреат Ларсен спасается от последствий ядерной бомбардировки в подземелье исторического музея, в котором работала до войны его супруга, не успевшая вовремя спуститься в бомбоубежище и теперь страдающая от болезни, вызванной, по-видимому, значительной дозой радиации. Вместе с ними в подземелье живут бывшие сотрудники музея. Каждый из них по-своему переживает трагедию человечества — кто-то пишет книгу-размышление о причинах случившегося, кто-то готовит послание будущей цивилизации, а кто-то размышляет о построении будущего подземного человечества с новой моралью и нравственностью. Рядом с подземельем расположен медицинский бункер, где продолжает работу друг Ларсена, снабжающий его медикаментами для умирающей жены.

Центральной темой кинофильма является поиск смысла существования, рационального объяснения невероятного стремления человека к тотальному самоубийству при помощи новейших достижений науки. Главный герой — Ларсен — не может поверить в гибель человечества от собственных рук и раз за разом пытается найти подтверждение того, что произошедшее — лишь некий этап на пути развития. Он исследует показания сейсмических приборов, пытаясь понять — идёт ли война, или же ничего этого нет; пытается построить математическую формулу и вывести положительную гипотезу, объясняющую происшедшее, но будучи не в силах сделать этого, приходит к выводу, что то, что произошло — произойти не могло по определению. Своего рода отдушиной для Ларсена становятся письма, которые он пишет своему, скорее всего погибшему во время бомбардировки сыну Эрику. В этих письмах он исповедуется перед сыном и перед самим собой, пытаясь оправдать человека перед лицом здравого смысла. Между тем выжившие готовятся к переселению в центральный бункер — в глубокую консервацию на десятки лет, а может быть, и навсегда.

За порогом бункера оказываются бывшие воспитанники приюта при храме, который когда-то возглавлял знакомый Ларсена, пастор. Дети пребывают в состоянии каталепсии и, по словам осмотревшего их врача, не могут попасть в бункер — им не находится места, поскольку власти «не могут обеспечить жизнью даже здоровых». Ларсен отказывается от эвакуации в центральный бункер ради того, чтобы остаться с детьми. Он и дети вместе пытаются отпраздновать наступающее Рождество — собирают импровизированную ёлку и даже выходят на улицу, чтобы увидеть первую звезду, но небо затянуто смогом от ядерного пожара. Ларсен умирает, а дети уходят куда-то вдаль, в темноту ядерной ночи, воплощая собой надежду на то, что ещё не всё погибло в уничтоженном рукотворным мечом апокалипсиса мире. Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей. По-прежнему продолжалась и «холодная война», основанная на гонке ядерных вооружений.

Награды

1986

Гран-при, Приз FIPRESCI на МКФ в Мангейме (Германия);

Специальный приз жюри на МКФ в Трое;

1987

Главный приз на МКФ в Варне;

Приз Французской федерации киноклубов на КФ в Каннах;

Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых;

Приз за режиссуру на 8-м МКФ экспериментальных фильмов в Мадриде;

Специальный приз жюри ВКФ в Тбилиси;

В 1990 году вышел художественный фильм «Распад», посвященный Чернобыльской Трагедии, снятый режиссёром Михаилом Беликовым в 1989-1990 годах.


Название отображает не только атомную катастрофу, но и основную тему фильма: распад человеческих отношений, личных и общественных. Конец апреля 1986 года. Журналист Александр Журавлёв (Сергей Шакуров) возвращается домой. Впереди у него выяснение отношений с изменившей женой и встреча с друзьями детства, теперь работающими в некоем Городе Энергетиков.
Встреча, однако, не состоится. Один из друзей, оператор АЭС, вскоре погибнет при аварии; да и другому, не щадившему себя врачу «Скорой помощи», тоже остаётся немного.
Пока не только масштабы катастрофы, но и сам её факт замалчиваются властями, Журавлёв пытается то отправить семью подальше от опасности, то сам выпрашивает у любовника жены пропуск, чтобы попасть к ликвидаторам.

Действия героев проходят на фоне отреконструированных режиссёром событий времён аварии на ЧАЭС: эвакуация населения, первомайская демонстрация. Осень того же года. Журавлёв занял пост главного редактора своей газеты. Того самого, что некогда рекомендовал ему молчать, не то не зная о случившемся, не то получив приказ "сверху".
Жизнь продолжается — с идущей как бы рефреном на протяжении фильма трансляцией велогонки по телевизору и вновь звучащей песней Высоцкого о том, что «всё не так»...

Призы и награды

1990 — Золотая медаль — МКФ в Венеции, Приз «Золотая медаль сената» (Михаил Беликов)

1990 — Гран-при — МКФ экологических кино- и телефильмов в Сантандере (Испания).

В отличие от предыдущих фильм ужасов «Монстры», 1993 года не получился. Он получил, в основном, негативные отклики, как критиков, так и зрительской аудитории. Как, впрочем, и драматический боевик 1990 года выпуска «Волки в зоне» с участием Станислава Садальского, рассказывающий о последствиях аварии в Чернобыле.

Из соцлагеря, кроме нас, темой Атомного Века интересовались поляки. Предлагаем вашему вниманию их продукцию:

1.Мультфильм «Таракан», 1987 год, режиссер Здислав Кудра

2. О-би, О-ба «Конец цивилизации», 1984 год, режиссер Петр Шулькин

Космическая тема в кинематографе СССР

Космическая тема в кинематорафе СССР была поднята задолго покорения космоса. В 1924 году советский режиссёр Яков Александрович Протазанов экранизировал роман, сняв немой художественный фильм «Аэлита», считающийся классикой мировой кинофантастики. В том же году вышла «Межпланетная революция» — мультипликационный фильм, использующий отдельные сюжетные мотивы «Аэлиты» А. Н. Толстого

 «Космический рейс» , режиссер – Василий Журавлев, премьера - 21 января 1936.Первый советский научно-фантастический фильм о покорении космоса. Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. Во многом благодаря тому, что консультировал создателей ленты сам Константин Эдуардович Циолковский.

 «Планета бурь» — советский научно-фантастический художественный фильм, поставленный на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов в 1961 году режиссёром Павлом Клушанцевым по мотивам одноимённой повести Александра Казанцева. Премьера фильма состоялась 14 апреля 1962 года.

На планету Венера отправляется совместная советско-американская экспедиция на трёх космических кораблях. Один из кораблей, «Капелла», погибает при столкновении с метеоритом. Оставшиеся экипажи «Сириуса» и «Веги» (первый — трое советских космонавтов и второй — советские мужчина и женщина, американец и американский человекообразный робот) принимают решение совершить посадку на поверхность Венеры, оставив на орбите только одного человека (женщину) для поддержки связи с Землёй. Корабль и планёр с другого корабля садятся далеко друг от друга.

Венера оказывается богатой жизнью — планета населена животными, похожими на динозавров. Экспедиция на планёре (русский, американец и робот) оказывается в сложном положении, и второй экипаж отправляется к коллегам на выручку. Они сталкиваются с птеродактилем, бронтозавром, погружаются в венерианский океан, на дне которого находят странно выглядящие рифы. В конце концов, они успевают спасти советского и американского товарищей за минуту до того, как тех поглотит кипящая лава. Робот, получивший повреждения и из-за этого чуть не погубивший своих спутников, тонет в лаве.

Перед стартом с поверхности планеты один из членов экспедиции случайно обнаруживает в камне, поднятом со дна океана, скульптурный портрет женщины — «венерианской Аэлиты». После отлёта происходит кульминация — мы видим в отражение в озере -  фигуру женщины в белых одеждах, протягивающей руки вслед улетевшему кораблю.

Интересные факты, связанные с фильмом:

 «Планета бурь» была одним из первых советских фантастических фильмов о космическом путешествии. Фильм был сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки, намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги, в том числе подводные съёмки.

«Планета бурь» оказала значительное влияние на отечественную и мировую кинофантастику следующих десятилетий и была признана одним из важных этапов в мировом фантастическом кинематографе.

Право на прокат фильма приобрели 28 стран.

В США купленный советский фильм стал «сырьём» для своей кинопродукции — он был перемонтирован студией, специализирующейся в основном на фильмах ужасов, — «Америкэн Интернешнэл» Роджера Кормана, — с изъятием ряда эпизодов и добавлением новых, и в таком виде выпущен в американский прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965). Никаких упоминаний о том, что это кинопродукция из СССР, не было, в титрах советским актёрам, оставшимся в кадре, были даны англоязычные вымышленные имена и фамилии (Георгий Жжёнов как «Курт Боден», Геннадий Вернов как «Роберт Чантал» и т. д.). В новых эпизодах были заняты английский актёр Бэзил Рэтбон (эпизоды на станции связи «Луна 7») и американская актриса Фэйт Домерг (появляющаяся в фильме вместо Кюнны Игнатовой).

В 1968 году в США был выпущен ещё один перемонтированный вариант фильма под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women). Из монтажа «Путешествия на доисторическую планету» были удалены ранее доснятые эпизоды и вставлены новые, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок. Режиссёром этой версии был Питер Богданович (под псевдонимом «Дерек Томас»).

Министр культуры СССР Екатерина Фурцева, отметив, что фильм очень интересный, указала, что советская женщина-космонавт не имеет права рыдать в космосе, теряя самообладание в трудную минуту.

В ролях: Владимир Емельянов Геннадий Вернов Георгий Жжёнов Юрий Саранцев Кюнна Игнатова Георгий Тейх. Мастер спорта Б. Прудовский (в роли робота Джона).

Основной темой творчества кинематографистов Советского Союза в контексте Атомной Эпохи является тема ответственности человека за его действия. Запад, в основном, создавал кино, которое пугало, устрашало обывателя. Безусловно, это есть и в фильмах СССР, но основное акцентирование всё- таки делалось на переосмысление новой реальности и на увеличение ответственности, в том числе и за сохранение мира. Русский человек всегда мыслит огромно и широкоформатно. Об этом писал и Ф.М. Достоевский. Некоторые говорят, что это о человеке вообще. На мой взгляд, это о русском человеке. Именно этот аспект и позволил состояться такому колоссальному культурному феномену как Русский Космизм.

Следующим в нашем исследовании будет прекрасный советский фантастический фильм - «Туманность Андромеды». Он вышел на  киностудии им. Довженко в 1967 году и является экранизацией романа «Туманность Андромеды» Ивана Антоновича Ефремова. Первоначальное название — «Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники железной звезды»

Интересные факты, связанные с фильмом:

Сюжет фильма прерывается в момент возвращения победившего звездолёта к Тритону. Вторая часть кинофильма, где объединяются сердца и раскрывается смысл названия произведения — мечта о межгалактических путешествиях, не была снята по причине смерти Сергея Столярова.

Изобразительность фильма крайне высока — несмотря на отсутствие компьютерных спецэффектов, практически все эпизоды фильма достаточно зрелищны. В качестве интересных деталей, связанных с фильмом, можно отметить предмет на столе Дар Ветра, по своим размерам, внешнему виду и назначению совпадающий с современным ноутбуком.

«Земные» сцены фильма снимались в пионерском лагере «Артек». В 1960-е годы необычная архитектура корпусов Анатолия Полянского более всего соответствовала представлению авторов и зрителей фильма о мире далёкого будущего.

Существуют, по крайней мере, две версии фильма:

1) «полная», от 1967 года, продолжительностью 75 минут, начинающаяся словами «Вам, живущим в двадцатом веке. Вам, живущим в первом веке коммунистической эры — ПОСВЯЩАЕТСЯ»;

2) «реставрированная» в 1980 году — перемонтированная и укороченная до 68 минут версия, в которой некоторые эпизоды и все упоминания про «коммунистическую эру» вырезаны, а подлинные голоса актёров переозвучены.

 «Укроще́ние огня́» — советский художественный фильм 1972 года, снятый по мотивам биографии конструктора ракет С. П. Королёва и других конструкторов авиационной и ракетной техники. Этот фильм, конечно, имеет самое прямое отношение, не только потому, что С.П. Королев создал технику, покорившую космос, что так же имеет отношение к Атомному веку, но так же потому, что именно благодаря ему и коллективу, работавшему под его руководством, СССР получил средство доставки ядерного оружия в любую точку земного шара. Под вымышленными именами героев фильма скрывались засекреченные в то время имена конструкторов ракет и ракетной техники. Их роли, после строгого отбора, исполняли актёры, которых утверждали на роль лишь после согласования с тогдашним Правительством СССР.

Кадр из фильма "Укрощение огня". В роли Королева (Башкирцева) - Кирилл Лавров.

Сюжет

1930 год. Молодой Андрей Башкирцев, только окончивший школу, едет в Москву с чертежами самостоятельно сконструированного аэроплана. Неграмотные чертежи забракованы, однако Башкирцев не оставляет свою мечту — построить самолёт с реактивным двигателем. Но жизнь распоряжается иначе, и Башкирцев становится первым лицом в советском ракетостроении.

Основные действующие лица

Башкирцев — Сергей Павлович Королёв

Огнев — Валентин Петрович Глушко[. Огнев, сыгранный Игорем Горбачёвым, внешне больше похож на Василия Мишина.

Логунов — Дмитрий Фёдорович Устинов

Головин — Митрофан Иванович Неделин

Сретенский — Леонид Александрович Воскресенский

Конструктор, пьющий коньяк утром 1 мая вместе с Башкирцевым — Грушин Пётр Дмитриевич

Награды

1972 — XVIII МКФ в Карловых Варах (Чехословакия): приз «Хрустальный глобус»

1972 — VIII Международный технический конкурс фильмов в рамках Конгресса УНИАТЕК в Берлине (ГДР): Специальный почётный диплом

1972 — Премия Союза чешских драматических артистов: Даниилу Храбровицкому за идею, сценарий и режиссуру

1973 — VI ВКФ в Алма-Ате: Первая премия актёру Кириллу Лаврову за выдающееся исполнение главной роли

1974 — Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых: актёру Кириллу Лаврову

Интересные факты, связанные с фильмом:

Генерал из ОКБ-3, а также политическое руководство СССР оказывали давление с требованиями переделать сценарий и переснять, или просто вырезать, многие сцены. Из-за этого фильм не вышел в прокат в 1971 году к 10-летию полёта Гагарина.

Окончательное разрешение на выход фильма было дано Устиновым после закрытого просмотра у Брежнева. Фильм вышел в прокат в СССР на 11-ю годовщину полёта Гагарина в апреле 1972 года. Урезанная версия фильма в 1973 году была отдана в заграничный прокат. Именно эта урезанная версия сейчас выпущена на видеокассетах и дисках. Из-за этого общеизвестная современная версия фильма на 100 минут короче первоначального режиссёрского варианта.

Съёмки проходили в 1970-71 годах на космодроме Байконур, в Звёздном городке, в Евпатории, в Феодосии а также в Кремле при участии ведущих московских и ленинградских актёров.

В сценах на космодроме более 1000 метров фильма были вырезаны и уничтожены кураторами из-за советской цензуры и завесы секретности над ракетно-космической промышленностью СССР.

Башкирцев выпивает коньяк утром 1 мая с конструктором зенитных ракет. Это Пётр Дмитриевич Грушин. Грушину докладывают по телефону о полёте Пауэрса. В разговоре надеются на его ракету.

Наташа бежит к деревянной пристани с которой уплывает Башкирцев. Эти кадры снимались в Феодосии. Героиня Ады Роговцевой пробегает мимо церкви Иоанна Предтечи (1348 г.) в сторону моря на фоне стены цитадели генуэзской крепости. Отчетливо видны башни Климента VI и Криско. Затем в кадрах появляется Доковая башня — мимо неё идет дорога к мосткам — и, наконец, в конце сцены снова видна цитадель с теми же башнями со стороны моря. (00.18.36 — 00.19.49 в хронометраже фильма)

Встреча Башкирцева и Наташи после похорон его матери снята на фоне Средневековой армянской церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила (1452) в Феодосии. (01.37.41 — 01.08.04 в хронометраже фильма)

Главная музыкальная тема из кинофильма использовалась в заставке новостей ОРТ в аранжировке Сергея Чекрыжова в 1997—2001 годах.

В сценах, где герои по сюжету фильма молодые, актёров почти не снимают крупным планом, видимо, из-за несоответствия их возрастов.

Борис Черток был недоволен фильмом за заидеализированность героев и излишний пафос, хотя не все коллеги Королёва разделяли это мнение. Кроме того, Черток считал биографию Королёва чрезмерно искажённой в ущерб образу Башкирцева, даже с учётом отвлечённого характера фильма — Королёв был репрессирован, в Великую Отечественную войну занимался авиационными разработками (а не «Катюшами»), затем — ракетными работами с учётом немецкого опыта. Он был вполне благополучен в семейной жизни, в то время как в фильме изображён некий странный роман.

Другие Фильмы о Королёве:

Первые на Марсе. Неспетая песня Сергея Королёва — российский документальный фильм 2007 года

Корабль пришельцев — советский художественный фильм 1985 года

Битва за космос — российско-американско-англо-немецкий сериал 2005 года

Королёв — российский художественно-документальный фильм 2007 года

Кинематограф СССР не ограничивался только этими фильмами в рамках темы «Космос». Были детские фильиы – «Москва- Кассиопея»,

«Отроки во вселенной», 

фильм А. Тарковского « Солярис» (экранизация очень популярного в Советском Союзе польского писателя- фантаста Станислава Лемма).

Сюда же следует отнести "Мечте на встречу"

"Трудно быть богом",

"Через тернии к звёздам"

Фантастических фильмов с космической тематикой было довольно много - "Лунная Радуга", "Дознание пилота Пиркса", "Петля Ориона", "Мечте на встречу", "Дорога к звёздам", "Эоломея", "Подземелье ведьм", "Кин-дза-дза" и так далее.  Кроме того, Центральным Телевидением СССР выпускалась передача "Этот фантастический мир". Фактически, это были телеспектакли по произведениям как советских, так и зарубежных ( в том числе и американских) авторов. Передача просуществовала до 1990 года.

Это вполне успешные проекты, которые отличались от американской продукции фундаментально. В них отражалась вера в светлое будущее человечество и торжество вселенского разума. Космос воспринимался не как пространство, в котором находится нечто исключительно враждебное (как в западном кинематографе), а как новая стадия существования человечества, пространство новых невообразимых вероятностей, где можно встретиться не только с враждебными человеку существами, но и с другими формами жизни и разума, в том числе и с настроенными на сотрудничество. Здесь мы можем в полной мере ощутить влияние Русского Космизма, так же как в фильмах Запада явно проступает Социальный Дарвинизм. Мне кажется, что очень скоро найдутся исследователи этой темы в кинематографе, и мы уже сможем познакомиться с более детализированным исследованием и глубоким анализом.

В последние годы своего существования кинематограф СССР выпустил довольно интересные  мультфильмы. В качестве бонус- трека прилагаются, так как их  далеко не все видели.

Этот сайт создан на материалах книги "Культура Атомного Века" М. В. Иванова- Ильина, вышедшей ограниченным тиражом и представляющей собой первую российскую попытку оценить культурное значение Атомного века (Страничка автора на Литрес) Материалы сайта разрешается использовать только с указанием ссылки на сайт или на книгу

Атомный век - новое древо познания и новое изгнание из рая.

- Иосиф Левин

История - утомительная прогулка от Адама до Атома.

- Леонард Луис Левинсон

Нет ничего, кроме атомов и пустоты. Всё прочее - впечатления.

- Демокрит

Атомная Энергия
Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности - Андрей Сахаров.
Если вы преуспеете в использовании открытий ядерной физики на благо мира, это распахнет дверь в новый земной рай.- Альберт Эйнштейн.
Начало страницы