ЗАПАДНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ. АТОМНАЯ ТЕМА

Первое место по качеству, да и, наверное, и количеству художественных фильмов, имеющих отношение к «Атомной теме», конечно, будет иметь западный кинематограф. Безусловно, наибольшее значение среди них, занимает лента «До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л боя́ться и полюби́л бо́мбу» (англ. «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb»). Отмечаю это с большим удовольствием, тем более что название этой ленты, это уже указывалось мною в начале книги,  входит в одно из исследований Американской Культуры Атомного Века. Этот кинофильм 1964 года режиссёра Стэнли Кубрика, вышедший в разгар Холодной войны, немногим более года после Карибского кризиса как антимилитаристская сатира на военные программы правительства США того времени и гонку вооружений в целом. Снят по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога», впервые опубликованного в 1958 году, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Причём, Кубрик переосмыслил первоисточник, сделав чёрную комедию. Картина рассказывает об одержимом американском генерале Джеке Д. Риппере (другой вариант перевода — Джек Потрошиллинг), который на почве антикоммунистической паранойи, в обход высшего командования США и Президента, начинает ядерную атаку на СССР, и о последующих событиях.

Заключительные сцены из фильма " Доктор Стрэнджлав или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу"

 

Среди рабочих названий картины были «Доктор Судный день, или Как начать Третью мировую войну, даже не пытаясь» (англ. Dr. Doomsday or: How to Start World War III Without Even Trying), а также «Секреты использования урана от доктора Стрейнджлава и чудо-бомба» (англ. Dr. Strangelove’s Secret Uses of Uranus, and Wonderful Bomb). Название, получившееся в итоге, пародирует название книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

Главные роли исполнили Питер Селлерс и Джордж К. Скотт, причём первый сыграл сразу троих главных персонажей.

В 1989 году включён в Национальный реестр фильмов США как «культурно значимый». Занимает третье место в списке лучших комедий и 39 место в списке лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. В списке лучших фильмов по версии IMDb стоит выше остальных фильмов Кубрика.

Сюжет

Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Д. Риппер (по созвучию с Джеком Потрошителем: англ. Jack D. Ripper — Jack-The-Ripper) (Стерлинг Хэйден), руководствуясь «планом R» — чрезвычайным военным планом, позволяющим высшему офицерскому составу отдавать приказы ядерного возмездия в случае уничтожения командования в Вашингтоне (включая самого президента) советской обезглавливающей атакой, — начинает массированную атаку на Советский Союз бомбардировщиками B-52, несущими ядерное оружие. Риппер приказывает конфисковать все радиоприёмники на базе, но один из офицеров, боязливый капитан Британских ВВС Лайонел Мандрейк (Питер Селлерс), узнаёт об афере, услышав по радио музыку вместо сигналов гражданской обороны. Он просит Риппера — единственного человека, знающего код отзыва самолётов, — отозвать самолёты, пока не поздно, однако тщетно: генерал, намекая на возможное использование оружия, запирается вместе с Мандрейком в своём кабинете.

Между тем на борту одного из самолётов под командованием майора из Техаса Дж. Т. Конга по кличке «Кинг» (Слим Пикенс) экипаж выражает озабоченность по поводу того, насколько серьёзна ситуация. Получив код подтверждения действовать согласно «плану R», экипаж блокирует радиосвязь, и бомбардировщик направляется атаковать СССР.

Единственная женщина в фильме — "секретарша" Тёрджидсона (Трейси Рид, мелькавшая на развороте журнала Playboy), олицетворяет собой связь между сексом и войной, а также традиционное отношение к женщинам мужчин, участвующих в войне

В это же самое время в Пентагоне, в «Военной Комнате», собирается чрезвычайное совещание, на котором присутствуют президент США Мёркин Маффли (Питер Селлерс), генерал Бак Тёрджидсон (Джордж К. Скотт) и другие высшие чины. Президент решает, что войны нужно избежать любым способом, однако генерал Тёрджидсон призывает использовать ситуацию и разделаться с СССР раз и навсегда, считая, что первый удар американцев уничтожит 90 % советских ракет ещё до того, как ракетные войска СССР смогут ответить, остальные же ракеты убьют «лишь десять, двадцать миллионов».

Маффли категорически отказывается от чего-либо подобного, а вместо этого срочно приглашает советского посла Алексея Десадецкого (аллюзия на маркиза де Сада) (Питер Булл). Президент, который не в состоянии отозвать собственные самолёты, связывается по «Горячей линии» с председателем Совета Министров СССР Дмитрием Кисовым и, обменявшись любезностями, сообщает о «небольшой неприятности» с ядерной атакой. Поскольку Маффли не имеет возможности отозвать самолёты, он предлагает своему советскому коллеге сбить их. Премьер СССР, находящийся в нетрезвом состоянии, отвечает, что этот вопрос «не к нему, а к командованию ракетными войсками в Омске» и, предложив американскому президенту позвонить туда самостоятельно, бросает трубку. Советский посол Алексей Десадецкий сообщает президенту США, что в СССР построена управляемая ЭВМ Машина судного дня, которая автоматически сработает и посредством взрыва «кобальт-ториевой» бомбы уничтожит всю жизнь на планете за десять месяцев, если хотя бы одна атомная бомба взорвётся на советской территории. Присутствующий на совещании эксперт по стратегии, прикованный к инвалидному креслу доктор Стрейнджлав (третья роль Питера Селлерса), поясняет, как удобно и эффективно такое устройство, и что в случае его активизации противодействовать ему невозможно.

Риппер и Мандрейк. Теория, что фторирование воды является коммунистическим заговором, временами возникала в политической жизни США 1950-х годов

Одновременно начинается штурм военной базы, на которой засел генерал Риппер. Персонал базы отчаянно сопротивляется, так как Риппер заранее «предупредил» своих подопечных, что прибывшие американские войска «на самом деле» являются переодетыми русскими. Когда база уже взята штурмом, Риппер кончает жизнь самоубийством, так и не выдав секретный код. Разбирая бумаги своего сумасбродного начальника, Мандрейк находит намёки на то, каким должен быть код отзыва. Тем не менее, его арестовывают (как «предводителя мятежа извращенцев» против Риппера), и он долго упрашивает полковника «Бэт» Гуано (Кинан Уинн), чтобы тот разрешил ему сообщить код («OPE») в Вашингтон. Так как телефонная линия оборвана, Мандрейку приходится звонить с телефона-автомата, для чего он использует монеты из автомата с «Кока-колой». «Бэт» Гуано пытается противодействовать незаконному взлому автомата, считая частную собственность неприкосновенной, предупреждает помощника генерала о том, что ему придётся судиться с компанией «Кока-кола».

В это время советская ПВО пытается сбить замеченные на радаре американские самолёты. Несколько бомбардировщиков было сбито, самолёт под командованием Дж. Т. Конга получает серьёзные повреждения, у него полностью уничтожены средства связи и утекает горючее. Когда приходит код доступа, оставшиеся самолёты возвращаются на базы, и только самолёт майора Конга, не получивший сигнал отбоя, продолжает упорно прорываться к запасной цели. Он движется ниже зоны видимости советских радаров, поэтому советско-американские усилия остановить его терпят неудачу.

Самолёт майора Конга из-за утечки топлива не может добраться ни до главной (вымышленной базы Лапута, отсылка на летающий остров из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»), ни до второстепенной цели (реально существовавшей ракетной базы у города Борщёв Тернопольской обл.) его полёта, и его экипаж решает нанести удар по ближайшему советскому военному объекту. Достигнув цели, он пытается сбросить бомбы, но бомболюки заклинивает. Майор Конг лично спускается к бомбам, оседлав одну из них подобно ковбою, чинит механизм сброса и вместе с бомбой улетает вниз, на советскую военную базу в Котласе. Поднимается облако ядерного взрыва.

В «Военной комнате» доктор Стрейнджлав с энтузиазмом рекомендует президенту собрать несколько сотен тысяч «лучших представителей человеческой расы» в подземных убежищах, отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину», чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернулись на очищенную от прочей жизни поверхность Земли.

Доктор чудесным образом встаёт с инвалидного кресла, делает пару шагов и радостно восклицает: «Мой фюрер, я могу ходить!». Прямой монтажной склейкой под лирическую песню времён Второй мировой войны «We’ll Meet Again» один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды.

Согласно официальной позиции ВВС США (забавно, хотелось бы узнать официальную позицию так же и по фильму «Аэроплан!»), существующие меры безопасности предотвратили бы события, изображённые в фильме

Три роли Питера Селлерса

Полагая, что кассовый успех столь рискованному проекту может принести только участие Селлерса, Columbia Pictures настояла отвести ему в фильме сразу несколько ролей, как это было сделано в фильме 1959 года «Рёв мыши» или в «Лолите». Кубрик принял требование, принимая во внимание, что «такое грубое и гротескное положение является непременным условием для коммерческого успеха».

В итоге Селлерс играет только три из четырёх ролей, написанных для него. Он должен был сыграть майора авиации Дж. Т. «Кинг Конга", командира бомбардировщика B-52 Stratofortress, но с самого начала Селлерс неохотно смотрел на эту роль. Он почувствовал, что его нагрузка будет слишком велика, и волновался, что не сможет должным образом изобразить техасский акцент персонажа. Кубрик попросил сценариста фильма Терри Саузерна, выросшего в Техасе, записать на кассету голос Конга с должным говором. Прослушивание кассеты Саузерна помогло Селлерсу говорить с правильным акцентом, и тогда начались съёмки сцен в самолёте. Но совсем скоро Селлерс подвернул лодыжку и не смог работать в тесной кабине.

Селлерс импровизировал большую часть диалогов с Кубриком перед съёмками, чтобы придуманные реплики входили в окончательный вариант сценария: метод, известный как Retroscripting.

Главный герой фильма (которого, между прочим, не было в книге) — эксцентричный немецкий учёный, некогда работавший на Третий рейх и после Второй мировой войны переселившийся в США. Когда генерал Тёрджидсон спрашивает о «странной» фамилии Стрейнджлава (англ. — «странная любовь»), мистер Стейнис говорит, что это немецкая фамилия: до принятия американского гражданства он был Мерквюрдихлибе (нем. — Merkwürdigliebe), не объясняя, что перевод тот же самый — «странная любовь». Прототипом для Стрейнджлава послужили такие люди, как стратег корпорации RAND Герман Кан, математик и один из ведущих разработчиков Манхэттенского проекта Джон фон Нейман, немецкий учёный Вернер фон Браун, «отец термоядерного оружия» Эдвард Теллер, а также Доктор Земпф — герой предыдущего фильма Кубрика «Лолита», сыгранный тем же Селлерсом. На акцент повлиял австрийско-американский фотограф Уиджи, работавший на Кубрика в качестве специального консультанта по фотографическим эффектам. Существует также распространённое мнение о том, что прототипом для персонажа послужил Генри Киссинджер, однако Кубрик и Селлерс отрицали это. В действительности Киссинджер стал советником Президента лишь в 1969 году.

Внешний вид Стрейнджлава перекликается с безумным изобретателем Ротвангом из кинофильма Фрица Ланга «Метрополис»: чёрная перчатка на одной руке и взъерошенные волосы. Чёрную перчатку Стрейнджлава предложил Кубрик, но Селлерс заставил перчатку жить собственной жизнью. По словам кинокритика Александра Уокера, тот факт, что рука Доктора, то сама по себе вскидываясь в нацистском приветствии, то начиная душить своего обладателя, говорит об апраксии, или синдроме чужой руки (после премьеры фильма произошло распространение «Синдрома доктора Стрейнджлава»).

Забавные происшествия, связанные с кинофильмом

Над дизайном Военной Комнаты работал Кен Адам, художник-постановщик нескольких фильмов о Джеймсе Бонде Получилось огромное, в духе экспрессионизма, помещение (40 м в длину, 30 м в ширину, а высота потолков составила 11 м), что свидетельствует о бомбоубежище с треугольной формой (по мнению Кубрика, такой вид бункера был наиболее устойчивый к взрывам). С одной стороны Комнаты находились гигантские стратегические карты, отражающиеся в блестящем чёрном полу, в центре — круглый стол диаметром в 7 метров, освещённый сверху лампами, напоминая стол для игры в покер. Кубрик настаивал на том, чтобы покрыть его зелёным сукном для усиления «впечатления, что они играют» за судьбы мира, однако такое остроумное решение вряд ли было заметно в чёрно-белом фильме. Огромные карты вычертили в художественном отделе, увеличили до размера 3 на 4 фута, затем увеличили фотографическим способом, наклеили на фанерные щиты и наложили сверху плексиглас. Для условных обозначений в фанере, на которую были наклеены карты, были прорезаны отверстия, а сзади помещены 75 ваттные лампочки заливающего света с автоматическим круговым переключением.

Довольно забавный факт - ни в Белом доме, ни в Пентагоне не было никакой Военной Комнаты, однако, став президентом, Рональд Рейган предположил, что такое место существует, и попросил его туда отвести.

В связи с отсутствием сотрудничества со стороны Пентагона в создании фильма, дизайнеры были вынуждены, в меру своих возможностей, реконструировать внутренности бомбардировщика по авиационным журналам. Всё было воспроизведено настолько точно, что в ВВС опасались того, что создатели фильма раздобыли секретную информацию о бомбардировщике, прибегнув к шпионажу. В некоторых кадрах, показывающих полёт бомбардировщика над полярными льдами по пути в Россию (модель на фоне заранее отснятого видео), на снегу видна тень от самолёта B-17, с которого велась съёмка заднего плана.

Съёмки закончились 23 апреля 1963 года, однако черновой монтаж фильма привёл в смятение съёмочную группу. В итоге при бюджете почти в 2 миллиона долларов бо́льшая часть денег ушла на монтаж, которым Кубрик занимался 8 месяцев.

Сатира на Холодную войну

 «Доктор Стрейнджлав» высмеивает важнейшее положение Холодной войны — взаимное уничтожение (англ. Mutual assured destruction), которое гарантирует катастрофические последствия для обеих сторон, независимо от того, кто «выиграл». Военный стратег и физик Герман Кан в своей книге 1960 года «О термоядерной войне», использовал теоретический пример Машины Судного дня для иллюстрации концепции взаимного гарантированного уничтожения. По сути Кан утверждал, что с обеих сторон уже существует своего рода Машина Судного дня, так как ядерные арсеналы сверхдержав были в состоянии уничтожить бо́льшую часть жизни на Земле. Кан, критиковавший американскую концепцию сдерживания 1950-х годов, стал одним из ведущих создателей доктрины взаимного уничтожения. Поэтому он заявлял, что ядерная война, в силу невозможности победить в ней ни одной из сторон, является самоубийственной, поэтому ни одна из сверхдержав не готова в ней участвовать. Кан был известен своей расчётливостью и циничным подходом, например, в его готовности сравнить, сколько человеческих жизней сможет потерять США и какой урон будет принесён экономике. Эта позиция отражена в замечании Тёрджидсона Президенту о результатах упреждающей ядерной атаки: «Господин Президент, я не говорю, что мы не запачкали бы свои волосы. Но я говорю не более чем о десяти-двадцати миллионах убитых, в зависимости от обстоятельств».

План Стрейнджлава укрыться в шахтах для восстановления человечества — отсылка на предложения Нельсона Рокфеллера, Эдварда Теллера, Германа Кана и Честера Э. Холифилда тратить миллиарды долларов для строительства общенациональной сети подземных убежищ, которые смогли бы вместить миллионы людей. Такая сеть имеет сходства со швейцарской сетью гражданской обороны, которая превосходно развита для такой малонаселённой страны, где по закону все новые жилища должны быть построены с убежищами от радиоактивных осадков. Военные «проверки на благонадёжность», и папка с надписью «мегасмерти» (термин, введённый Каном, который обозначает количество миллионов убитых людей), которую Тёрджидсон прижимает к своей груди — также аллюзии на Кана.

Вступая в полемику с фильмами «Доктор Стрейнджлав», «Система безопасности» и их литературными первоисточниками, поднимающих вопрос о возможных ошибках, которые могли бы привести к катастрофе, BBC сняла документальный фильм SAC Command Post, демонстрируя жёсткий контроль над ядерным оружием.

Выпуск, критика и влияние

Премьера фильма состоялась 29 января 1964 года. «Стрейнджлав» лидировал в американском прокате 17 недель подряд и вызвал бурные дискуссии среди журналистов и интеллектуалов. Полин Кейл утверждала, что фильм «открыл новую эпоху в кинематографе», «высмеяв всё и вся» и «скрыв свою либеральную направленность». Она посчитала фильм опасным, поскольку в нём «не объясняется, как взять ситуацию под контроль». Позже Чарльз Мэленд и Роберт Склар указывали, что фильм имел наибольший успех в мегаполисах и университетских городах, став своеобразным предвестником студенческих выступлений конца 1960-х годов.

Картина регулярно входит во всевозможные списки лучших комедий в истории кино. В 2000 году читатели британского журнала Total Film  поставили фильм на 24 место в списке величайших комедийных фильмов всех времён и народов. На Rotten Tomatoes, основываясь на 60 обзорах, «Стрейнджлав» получил  100 процентов рейтинга, а на сайте Metacritic он имеет средний балл 96. Также журнал Empire поставил фильм на 26 место в списке величайших фильмов всех времён. Роджер Эберт включил картину в свой список Великих Фильмов, сказав что «возможно, это лучшая политическая сатира века». В 2012 году при опросе журналом Sight & Sound «Стрейнджлав» занял 117 место в списке критиков и 107 в списке режиссёров.

Через год после выхода фильма на экраны американский писатель-фантаст Филип Дик написал роман «Доктор Бладмани, или Как мы жили после бомбы», сюжет и название которого явно были навеяны лентой Кубрика: безрадостный мир 1970-х годов, живущий после ядерной войны. По мнению некоторых ветеранов Стратегического авиационного командования США, именно «Стрейнджлав» наиболее точно отражает реалии этой организации. В мультсериале «Симпсоны» есть множество отсылок к фильму, а именно в эпизодах: Homer the Vigilante, Sideshow Bob’s Last Gleaming, Treehouse of Horror VIII, Wild Barts Can’t Be Broken, название фильма пародируется в эпизоде $pringfield (Or, How I Learned to Stop Worrying and Love Legalized Gambling). Кроме того, название фильма обыгрывается в названии группы исследователей информационной безопасности SCADA StrangeLove.

Награды и номинации

Фильм победил в 4-х номинациях Британской академии (Лучший фильм, Лучший Британский фильм, Награда Объединенных наций, Лучшая работа художника - постановшика). Он так же выдвигался по номинациям Лучший актер, Лучший иностранный актер, Лучший британский сценарий, но эти лавры достались не этой киноленте. На «Оскара» этот фильм выдвигался в 4- х номинациях, но не получил ни одной. Правда, он получил награду кинокритиков Нью-Йорка, что, конечно, было слабым утешением. Однако в Европе эта кинолента получила приз  Бодил как лучший европейский фильм и это здорово. 

Я думаю, что я не кого не удивлю тем, что этот фильм не был единственным, касающимся темы Атомного Века. Может быть, это связано с тем, что человечество, безусловно, любит пофантазировать на тему возможного ядерного апокалипсиса. Может быть, это влияние пост - модернизма, с его «культом тела», о котором я упоминал в соответствующей главе. Но, так или иначе,  фильмы по этой теме делали и делают до сих пор. В качестве примера можно привести фильм  «На последнем берегу», совместное производство Австралия – США, снятый в 2000 году. К этой же категории относится фильм «На следующий день», единственный фильм из этой категории производства США, показанный в СССР.

 

 

По сюжету между НАТО и ОВД происходит конфликт, который оказывается полной неожиданностью для жителей США. Начинается жуткая паника, население пытается укрыться в убежищах. Спустя некоторое время люди пытаются выжить в разрушенной стране. По слухам три режиссера отказались снимать этот фильм, считая его слишком ужасным.

Британский фильм «Нити», вышедший через год, с близким сюжетом был даже запрещен к показу  в США из-за высокой степени реалистичности. 

 

Фильм "Нити", Великобритания.  Сцена ядерной бомбардировки.

Но это все фильмы, которые касаются непосредственно ядерной войны. Если же мы будем говорить о фильмах в которых тем или иным образом затрагивают тему Атомного апокалипсиса , то список будет существенно расширен. Темы пост- апокалиптического будущего человечества затрагивают  такие фильмы как культовый фантастический боевик «Терминатор» (США, 1984 год), 

«Популяция 2» (США, 2012 год), «Паника в нулевом году» (США, 1962 год), «Радиоактивные грезы» (США- Мексика, 1985 год), «Военные игры» (США, 1982 год), «Разделитель»(США- Канада- Германия, 2011 год), фантастическая антиутопия по Брэдбери «Превращение» (США, 2008),  фильм ужаса «Крысы: ночь ужаса» (Франция- Италия, 1984 год), "Охота за "Красным Октябрем" и даже музыкальный постапокалиптический комедийный боевик «Шестиструнный самурай» (США, 1998, для российского зрителя  он будет интересен, наверное, только  тем, что в фильме учувствовала Red Elvises («Красные Элвисы») — русско-американская рок-группа, основанная в 1995 году в Калифорнии, причем как в качестве актеров, так и в качестве композиторов, создавших музыку для этого фильма).

 

 

 

 

 

Отдельно нужно отметить фильм «Красный октябрь», который рассказал про аварию на подводной лодке ВМФ СССР. Это уже не фантастика, не эмуляция, «Красный Октябрь» - это фильм, отличающийся от всех прочих тем, что сделан по мотивам реальных событий.

Часть 2 Фильмы США про космос

США являются лидером и в производстве художественных лент, связанных с космосом. Несмотря на « абсолютно железный занавес», многие помнят такие фильмы «Ангар 18» — фильм режиссёра Джеймса Л. Конуэя, бывшего в прокате в кинотеатрах СССР, «Козеро́г-1» (фантастический приключенческий художественный фильм режиссёра Питера Хайамса, так же бывший в широком прокате. Так же в широком прокате был фильм «Враг мой», завоевавший в 1985 году приз международного кинофестиваля в Авориазе («Авориаз-86»). Этот фильм является экранизацией одноименной повести американского писателя-фантаста Барри Лонгиера. Все эти фильмы показывались  у нас в восьмедисятые годы, а «Ангар 18» даже транслировался по телевидению.

 

 

 

Особо стоит упомянуть фильмы "Одиссея - 2001", "Спящий",  который оказал большое влияние на дизайн Западного мира, о чем упоминается на соответствующей странице - 

 

 

 

 

«Звёздные во́йны» — культовая эпическая фантастическая сага, включающая в себя 6 кинофильмов, а также анимационные сериалы, мультфильмы, телефильмы, книги, комиксы, видеоигры — все пронизанные единой сюжетной линией и созданные в единой фантастической Вселенной «Звёздных войн», задуманной и реализованной американским режиссёром Джорджем Лукасом в начале 1970-х годов и позднее расширенной. 

Это далеко не полный перечень фильмов, связанных с космосом. Мы так же можем вспомнить и сериал «Звёздные врата», фильмы «Чужой», «Нечто», «Марс атакует!» и т.д. и т.п. Их очень много, и большинство из них мы смотрели с большим удовольствием, что, собственно говоря, подтверждает развитую культуру Атомной Эры, прежде всего в США.

Этот сайт создан на материалах книги "Культура Атомного Века" М. В. Иванова- Ильина, вышедшей ограниченным тиражом и представляющей собой первую российскую попытку оценить культурное значение Атомного века (Страничка автора на Литрес ) Материалы сайта разрешается использовать только с указанием ссылки на сайт или на книгу

Атомный век - новое древо познания и новое изгнание из рая.

- Иосиф Левин

История - утомительная прогулка от Адама до Атома.

- Леонард Луис Левинсон

Нет ничего, кроме атомов и пустоты. Всё прочее - впечатления.

- Демокрит

Атомная Энергия
Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности - Андрей Сахаров.
Если вы преуспеете в использовании открытий ядерной физики на благо мира, это распахнет дверь в новый земной рай.- Альберт Эйнштейн.
Начало страницы