Дизайн Космической Эры. США

Я уже упоминал, что дизайн космической эры получил широкое распространение в виде космического тренда в одежде и моде, и даже в анимационных стилях (популярное телешоу The Jetsons).  При этом с самого начала Космической Эры (запуск спутника СССР  в октябре 1957 года), дизайн этого периода оказался под властью оптимизма и веры в технологии, которая ощущалась большей частью общества в 1950-х и 1960-х. Политика, культура, коммуникации, технологии... Все они  буквально влетали, подобно ракетам, в неизведанные области. И дизайн также претерпел трансформацию. Мебель, одежда, транспортировка, автоматизация, коммуникация - ничто и никогда уже  не будет прежним. Фильм “2001” , снятый Стэнли Кубриком, продемонстрировал округленный, биоморфный дизайн, который после этого стойко продержался в культуре в течение 8-10 лет. Другие фильмы в том же духе поддержали это новое направление. К ним можно отнести “Спящего” Вуди Аллена, телесериал “Звездный путь” в США и хит “Пространство 1999” в Великобритании

Дизайн космической эры тесно связан с направлением,  которое  обычно называется “Современный дизайн середины столетия», начало которому было положено в середине 50-х и лучше всего представлено  работой Чарльза Имза. Доминирование этого направления в дизайне  продолжалось в течение 60-х и, возможно, еще имело распространение в  начале 70-х.  Дизайн Космической эры обладал более народным характером, появляясь в доступных формах, которые стали быстро популярны у массового потребителя. Он был более тесно связан с китчем и с Googie архитектурой  популярных коммерческих зданий, таких как боулинги, магазины. Кроме того, дизайн "Космической эры» был тесно связан с поп-движением,  и именно в этот временной период произошло слияние поп-культуры, искусства, дизайна и моды.

Наверное, наиболее наглядным примером дизайна Космической Эры является телевизор Кераколор. У нас этот символ дизайна той эпохи не особенно известен, поэтому мне хотелось бы рассказать про этот телеприёмник. Это дизайнерское решение выдержало испытание временем, что подтверждает тот статус, который обрёл этот телевизор. Своё название «Keracolor» он получил из греческого слова Keraunos, означающее «Удар молнии» и слова «color», которое в переводе с английского означает «цвет». Несмотря на то, что прошёл довольно большой временной срок, оригинальные телевизоры Keracolor все еще используются вокруг нас - в фильмах, музыкальных видео, журналах, телевизионных программах. Мы можем их увидеть в современных дизайнерских домах по всему миру спустя почти 30 лет после прекращения их производства. Эти телеприёмники – пример такого дизайнерского решения, которое все еще выглядящего столь же современным и новым, как это и было задумано почти 40 лет назад, хотя некоторые современные телевизоры начинают выглядеть устаревшими буквально после нескольких месяцев после их выпуска.

В середине 70-х Keracolor предложил наиболее широкий диапазон дизайнерских решений в области дизайна телевизоров: представил напольные модели,  создал  модификации, которые можно было подвешивать (они шли с собственным стендом), в его ассортименте были даже обычные модели с прямоугольным экраном, которые можно было заказать в любом цвете, включая эффект отделки под «дерево». У Keracolor было много инноваций в дизайне включая: рельефные основания, охлаждение воздушной конвекцией, различные шарниры для изменения наклона.

История Keracolor

 Инициатором и одним из отцов - основателей является Артур Брейсгердл. По собственной инициативе, обуреваемый креативом, он потратил  двенадцать месяцев на то, что бы изготовить деревянный прототип 25” моделей. На основании этого прототипа был изготовлен первый корпус Keracolor. Поскольку Артур был проектировщиком и бизнесменом, он испытал недостаток в технических знаниях в области электроники и телевидения. Поэтому  весной 1970 года он поместил объявление о приёме на работу в газете «Манчестерским Вечером», на которое откликнулся молодой и талантливый телевизионный инженер Говард Тейлор. Было решено, что Артур обратит свой взгляд на телевизоры системы "Декка", в целях использования 10 серийных корпусов с трубками Mullard, которые "Декка" использовала в то время. Компания "Декка" согласилась с большим удовольствием выпустить для Кераколор комплектующие, поскольку они располагали коллективом дизайнеров, который смог выполнить работы по созданию корпуса формы сферы. Говард приступил к установке компонентов, они также спроектировали  механизм шарнира, таким образом, что бы ТВ могло вращаться для  “дополнительного комфорта”. Как только все проблемы проектирования были решены, Артур и Говард изготовили самые первые телевизоры Keracolor. Первым клиентом этой компании стал «Хэрродс», самый известный в мире универмаг, располагающийся в городе Лондон. «Хэрродс» выставил этот ТВ для продажи по цене 375£ в конце 1970. Через неделю из-за невероятного интереса, проявленного покупателями, в этот же универмаг было отправлено еще 4 штуки. Посетители «Хэрродс» были из самых различных населённых пунктов Великобритании. Когда они видели этот дизайн, то они запоминали его и интересовались у своих местных дилеров о возможности приобретения таких телевизоров, и заказы начали прибывать.  Артур и Говард собрали первые 100 Keracolor, все еще работая в гараже Артура, прежде чем они переместили производство в фабрику на Миддльюич-Роуд, Нортвич, Чешир. На новой фабрике они установили ламинатор, чтобы делать корпуса в большем ассортименте. В начале 1973 они решили добавить 19” модели для расширения ассортимента. 20” модели были сделаны с добавочными опциями, позволяющими использовать их как висящую модель, которая могла быть установлена подвешиванием к потолку, используя хромированную цепь. Она поставлялась с комплектом крепления.

Прекрасно! Ничего сверхглобального, инновация направлена на создание дополнительного комфорта, придание более эстетического вида телеприёмника. И в этом отличие между нашими Кулибиными и западноевропейскими. Наши стремятся создать нечто масштабное, грандиозное, их западные коллеги – улучшить жизнь. Быстро, действенно и эффективно. Это очень интересный момент, подчёркивающий определенную разницу в культурах. Но вернемся к изысканному космическому телевидению.

У Keracolor были близкие рабочие отношения с производителями автомобилей Лотус. Это очень помогало в продвижении их продукции, так как соглашением между ними предусматривалось, что, автомобили, которые выпускались на фабрике Keracolor, должны окрашиваться в желтый цвет с эмблемой Keracolor в черном написании. Кроме того, «Лотус» обязывалась демонстрировать новые 12” ТВ Kerachrome. Но, к сожалению, несмотря на определенные успехи, которых удалось достичь, компания вскоре прекратила своё существование. В конце 1976 Говард решил покинуть Keracolor и продолжил работать в пределах телевизионной промышленности. Местная телекомпания была нанята, чтобы установить телевизоры в последние 20 кабинетов, которые завершали экспортный заказ на Ближний Восток, это, как полагают, была последняя партия Keracolor когда-либо. Кроме телевизоров, Кераколор выпускала  аудиосистемы GSK, которые были логическим развитием ассортимента компании, продолжением сферического формата, который является одной из самых актуальных концепций дизайна в мире. Кераколор занималась производством телевизоров в течение семи лет, всего создав около 2000 экземпляров.

Большее количество музеев дизайна во всем мире добавили Телевизор Keracolor в свои коллекции. Keracolor был также включен во многие самые известные книги дизайна этой эры:

"L'Utopie Du Tout Plastique", страница 124

"Шестидесятые" Phaiddon, страницы 103 и 113

"ТВ - Король" Майклом Беннеттом Леви, Страницы 53 и 54

“Собирая 60-е” Маделин Марш, страницы 44

Первоначально разработанный в 1968 Артуром Д. Брейсгердлом, Сферический Телевизор Keracolor стал иконой дизайна 20-го века и остаётся по прежнему востребованным! Причем, до такой степени, что Кераколор принял решение возродиться. Оригинальные формы и набор инструментов использовались на фабрике, пока она не закрылась, сохранялись в саду Артура. И вот, после 30 лет хранения, их вновь собираются использовать. Артур и Говард решили возобновить производство, и объявление об этом висит на их сайте!

Этот сайт создан на материалах книги "Культура Атомного Века" М. В. Иванова- Ильина, вышедшей ограниченным тиражом и представляющей собой первую российскую попытку оценить культурное значение Атомного века (Страничка автора на Литрес) Материалы сайта разрешается использовать только с указанием ссылки на сайт или на книгу).


 

Атомный век - новое древо познания и новое изгнание из рая.

- Иосиф Левин

История - утомительная прогулка от Адама до Атома.

- Леонард Луис Левинсон

Нет ничего, кроме атомов и пустоты. Всё прочее - впечатления.

- Демокрит

Атомная Энергия
Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности - Андрей Сахаров.
Если вы преуспеете в использовании открытий ядерной физики на благо мира, это распахнет дверь в новый земной рай.- Альберт Эйнштейн.
Начало страницы