ЛИТЕРАТУРА СССР И РОССИИ

Российская Атомная Тема не ограничивалась только Маяковским и Бродским. Термин "Атомный Век" используется и другими поэтами -  Э.Асадовым в стихотворении «Эдельвейс»,

Е. Евтушенко  «Ясная тихая сила любви». Мы с уверенностью можем сказать, что наши поэты были вполне современны.  В качестве примера приведем  несколько стихотворений,

затрагивающих атомную тему Вот, например,  «Первое свидание» Андрея Белого. Вполне атомно. Галич упоминает «Атомный век» в своем стихотворении «Еще раз о чёрте»

Андрей Возненсенский так же использует термин «Атомный Век» в своем стихотворении "Нью- Йоркская птица", опубликованное в сборнике "Антимиры".

«Первое свидание»

«было: много, много дум;

И метафизики, и шумов...

И строгой физикой мой ум

Переполнял: профессор Умов

 

Над мглой космической он пел,

Развив власы и выгнув выю,

Что парадоксами Максвелл

 

Уничтожает энтропию,

Что взрывы, полные игры,

Таят томсоновские вихри

 

И что огромные миры

В атомных силах не утихли,

Что мысль, как динамит, летит

Смелей, прикидчивей и прытче,

Что опыт - новый...

- "Мир - взлетит!" -

Сказал, взрываясь, Фридрих Нитче...

Мир - рвался в опытах Кюри

Атомной, лопнувшею бомбой

На электронные струи

Невоплощенной гекатомбой;

Я - сын эфира. Человек,-

Свиваю со стези надмирной

Своей порфирою эфирной

За миром мир, за веком век.

Из непотухнувшего гула

Взметая брызги, взвой огня,

Волною музыки меня

Стихия жизни оплеснула:

Из летаргического сна

В разрыв трагической культуры,

Где бездна гибельна (без дна!)--

Я, ахнув, рухнул в сумрак хмурый,-

- Как Далай-лама молодой

С белоголовых Гималаев,-

Передробляемый звездой,

На зыби, зыблемые Майей...

 

«Еще раз о чёрте»

Я считал слонов и в нечет и в чет,

И все-таки я не уснул,

И тут явился ко мне мой черт,

И уселся верхом на стул.

И сказал мой черт: - Ну, как, старина,

Ну, как же мы порешим?

Подпишем союз, и айда в стремена,

И еще чуток погрешим!

И ты можешь лгать, и можешь блудить,

И друзей предавать гуртом!

А то, что придется потом платить,

Так ведь это ж, пойми, потом!

Но зато ты узнаешь, как сладок грех

Этой горькой порой седин.

И что счастье не в том, что один за всех,

А в том, что все - как один!

И ты поймешь, что нет над тобой суда,

Нет проклятия прошлых лет,

Когда вместе со всеми ты скажешь - да!

И вместе со всеми - нет!

И ты будешь волков на земле плодить,

И учить их вилять хвостом!

А то, что придется потом платить,

Так ведь это ж, пойми, - потом!

И что душа? - Прошлогодний снег!

А глядишь - пронесет и так!

В наш атомный век, в наш каменный век,

На совесть цена пятак!

И кому оно нужно, это добро,

Если всем дорога - в золу...

Так давай же, бери, старина, перо

И вот здесь распишись, в углу!

Тут черт потрогал мизинцем бровь...

И придвинул ко мне флакон...

И я спросил его: - Это кровь?

- Чернила, - ответил он...

1969

 

НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ПТИЦА

На окно ко мне садится

в лунных вензелях

алюминиевая птица —

вместо тела

         фюзеляж

и над ее шеей гайковой

как пламени язык

над гигантской зажигалкой

полыхает

       женский

             лик!

(В простынь капиталистическую

Завернувшись, спит мой друг.)

кто ты? бред кибернетический?

полуробот? полудух?

помесь королевы блюза

и летающего блюдца?

может ты душа Америки

уставшей от забав?

кто ты юная химера

с сигареткою в зубах?

но взирают не мигая

не отерши крем ночной

очи как на Мичигане

у одной

у нее такие газовые

под глазами синячки

птица что предсказываешь?

птица не солги!

что ты знаешь, сообщаешь?

что-то странное извне

как в сосуде сообщающемся

подымается во мне

век атомный стонет в спальне...

(Я ору, и, матерясь,

Мой напарник, как ошпаренный,

Садится на матрас.)

 

Что касается прозы, то тут, конечно, мы впереди планеты всей. Евгений Замятин является основоположником жанра антиутопии, и первый в мире роман- антиутопия принадлежит его перу. Повлиял на творчество многих известных писателей XX века, в том числе на Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэлла, Курта Воннегута и Владимира Набокова. Действие разворачивается приблизительно в тридцать втором веке. Этот роман описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».Этот замысел он вынес из «машинизированной» Англии.

Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.

— Михайлов О. Н. «Гроссмейстер литературы»

В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке. Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения. В 1922 году имя Замятина по формальным причинам (публикация рассказа «Арапы» в «Петербургском сборнике») было включено в списки на высылку из Советской России, а 17 августа он был арестован с резолюцией «высылка отсрочена до особого распоряжения». Замятин провёл почти месяц в тюрьме, однако благодаря стараниям друзей (в частности, Юрия и Елены Анненковых) приговор был отменён.

Роман «Мы» был издан в Нью-Йорке на английском языке в 1925 году, а затем на чешском (1927) и французском (1929) языках. Эти переводы заметно повлияли как на европейскую литературную жизнь], так и на судьбу автора. В 1929 году советским издательством «Федерация» был приостановлен на четвёртом томе выпуск собрания сочинений писателя. На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявил о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года написал письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получил положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уехал — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебрался в Париж.

Замятин писал статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжил работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом написал сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького). В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство. Замятин скучал по Родине до своей смерти. Писатель скончался в доме №14 на улице Огюста Раффе в нищете 10 марта 1937 года от сердечного приступа. На его похоронах присутствовала лишь небольшая группа друзей. Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36). В заклчение хотелось бы отметить, что именно антиутопия сейчас наиболее распространенный и популярный жанр.  И литература Атомного Века - это в некотором роде смесь фантастики, фэнтэзи и антиутопии, как, собственно говоря, и кинематограф и  быстрорастущая индустрия игр.. Среди советских фантастов, безусловно, выделяется творчество Ивана Ефремова. Видео, посвященное Ефремову и его творчеству находится ниже.

 

Этот сайт создан на материалах книги "Культура Атомного Века" М. В. Иванова- Ильина, вышедшей ограниченным тиражом и представляющей собой первую российскую попытку оценить культурное значение Атомного века (Страничка автора на Литрес ) Материалы сайта разрешается использовать только с указанием ссылки на сайт или на книгу

Атомный век - новое древо познания и новое изгнание из рая.

- Иосиф Левин

История - утомительная прогулка от Адама до Атома.

- Леонард Луис Левинсон

Нет ничего, кроме атомов и пустоты. Всё прочее - впечатления.

- Демокрит

Атомная Энергия
Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности - Андрей Сахаров.
Если вы преуспеете в использовании открытий ядерной физики на благо мира, это распахнет дверь в новый земной рай.- Альберт Эйнштейн.
Начало страницы