Мода СССР

Сталкиваясь с творчеством западных исследователей по отношению к моде в России, получаешь просто бесценную информацию – во первых, моды как таковой в России не было, а если и была, то она была чудовищна. Ну то, что мы не носили рубашек с эмблемами атома и как таковой Атомной Моды у нас не было, с этим я спорить не собираюсь. Но, судя по журналам мод и кучам вырезок для кройки и шиться, модную одежду шили либо собственными руками или в ателье индпошива, которые были в любом городе СССР. Окончившие такие курсы работали в качестве портних на дому и не плохо, надо сказать, зарабатывали. Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Кроме указанных выше журналов, после войны издавались «Рижские Моды», «Мода социалистических стран». Более того, необходимые выкройки публиковались во всех советских "женских" журналах - в "Работнице", "Крестьянке" и "Здоровье". Так откуда же появились эти дурацкие идеи про отсутствие моды? Давайте разбираться!

В начале 1960-х годов, находясь в зените славы, считавшийся человеком левых взглядов и другом СССР  Ив Монтан приезжал в Советский Союз с концертами. А между выступлениями ходил по советским магазинам. И покупал.  Покупал наше отечественное женское нижнее белье — бюстгальтеры, панталоны… А когда вернулся в Париж, устроил выставку. Решил показать, какое белье носят советские женщины. Вышел международный скандал! Насколько я понимаю, Монтан не стал мировой величиной, значимой вне его периода жизни, и был ли у него в этот период  зенит или надир,  не знаю, и утверждать не берусь, но Монтан примчался потому, что СССР начал триумфальное шествие в космосе, что соответственно, вызывало ажиотажный интерес мировых СМИ. Это первая тонкость, которая обычно опускается в рассказах об этом казусе. Но есть еще нюанс, о котором то же не любят упоминать.  Дело в том, что «наш друг», выбрал самые большие размеры нижнего белья– панталонов и бюстгалтеров. Самых нелепых расцветок и фасонов. И это имело эффект, да ещё какой, тру-ля-ля! Страна, первая в космосе, делает такое нижнее бельё! Невероятных размеров!!! Каков пиар! Старик смог несколько продлить свою карьеру. Я, пожалуй, повторюсь. К моему искреннему сожалению, не доходили руки до всего, в особенности  до ширпотреба. И очень вероятно, что если бы не было той военки ( на мой взгляд очень гипертрофированной), то , мы могли бы не только заполучить модниц в прекрасном женском белье.  В нагрузку, или как сейчас говорят в качестве бонуса, очень вероятно у нас могли бы вырасти «ядерные грибы» . По всей стране.

Но это не всё. Вот  интересное исследование изданное на русском языке. Автором его является Ханс Риндисбахер.  Это доктор наук (1989, Стэнфордский университет), профессор, с 1995 года преподает в гуманитарном колледже Помона. Его книга называется «Мода и идеология: от Ленина до Горбачева» А вот и следующий шедевр науки, посвященный моде СССР -  Bartlett D. FashionEast. The Spectre that Haunted Socialism. Если по русски то это будет звучать как то вот так - Д. Барлетт « Призрак, повадившийся в Социализм.» Объем сего труда составляет триста сорок четыре страницы. Что же удалось установить этим исследователям? Возьмем второй труд. Он рассказывает о том, что призрак коммунизма был загрызен призраком моды. Женской. Которой в СССР не было, а производители одежды, не способные сдерживать этот призрак, проникающий с Запада, занимали оборонительные позиции «в непростой борьбе за эту важную гендерно дифференцированную область культурной семиотики» и эти рубежи слабели от правителя к правителю. Книга, ах, сделана в виде роскошного подарочного альбома, снабженного (О! Это немыслимо!) КАРТИНКАМИ. Вы представляете? Потрясающе!

Вкратце суть книги можно передать следующим образом: женщины и их красота в конце концов, одержали победу над мужчинами и их идеологией. Мода, понимаемая автором как область всего женского, женственного, а порой и феминистского, не признает установленных холодной войной границ между капитализмом и социализмом, объединяя женщин вне зависимости от идеологии, с помощью любви к красивым тканям и стильным нарядам. Барлетт отслеживает ситуацию  с модой еще со времён Царской России, где то  же находит сплошную череду ошибок. Она даже ставит высокую отметку Луначарскому, который «разрешал и даже поощрял самые разные подходы в области искусства, в том числе и декоративно-прикладного, и это проявилось, в частности в изящно отделанных элегантных нарядах Ламановой, прозодежде Степановой, декорированных этническими мотивами платьях Прибыльской, экстравагантных, роскошных нарядах Экстер и ярких конструктивистских платьях Поповой, отражающих процессы эмансипации» Но авангард вскоре был отброшен за ненужностью и его заменили более традиционные вещи. К 1930-м годам этот процесс был завершен вместе с НЭПом, а вместе с этим ушли и такие виды модной одежды, как матроски или платья женщин-эмансипе. Предполагается, что сталинизм стремился к тому, чтобы уничтожить моду, заменив ее застоем классицизма.

Социально-экономические реалии социализма привели к образованию двухуровневой системы: в основном, потребителю предлагалась одежда невысокого качества, при этом появилось «мифическое царство» платьев высокого классического стиля. Второе – это миф. И доказывается это тем, что это было доступна далеко не всем. Только тем, кто был причастен к дизайнерским студиям, выпускающим одежду в небольших количествах.  По мнению исследователя, это было необходимо для поддержания мифа о прогрессе, модернизации и изобилии в Советском Союзе. Однако,  понадобятся еще два десятилетия и перестроечное новое мышление ( убедительно прошу в слове «мышление» ставить ударение на первый слог – прим. Автора) для того, чтобы Лидия Орлова, долгое время бывшая редактором отделов моды и интерьера журнала «Работница», в 1988 году стала выпускать обновленный «Журнал мод» — «первое достойное модное издание в Советском Союзе». (Орлова была также главным редактором двух других журналов: «Модели сезона» и «Мода стран социализма».) А так же потребовалась активная помощь Раисы Максимовны  для того, что бы в 1987 году, при поддержке Михаила Горбачева появилась советская версия немецкого журнала «Бурда».

Послушайте, но ведь «Бурда»  - это выкройки. Именно поэтому он и был востребован. Хэнд - мейд, не так ли? И вообще именно в тот период всё стало исчезать, если почитать других исследователей. Ничего не было. Ну тогда объясните, из чего тогда шили по выкройкам «Бурды»? А если ничего не было, зачем «Бурда»? Голодным «совкам» для пущего унижения? А дальше - больше. Автор похвалил Хрущева, точнее журнал эпохи Хрущева, который назывался «Новые товары», именно этот журнал был неплох, в том числе и потому, что в нем был раздел «Из иностранных журналов мод».

И, что интересно, наш исследователь отмечает, что русские модели были более дородные, чем западные. Тут не стоит удивляться. Они (модели) не виноваты, это их от воды разнесло. Еды то в Советском Союзе не было.  (Это если продолжать исследование в том же разрезе, как и Барнетт. Странно, что не было предложено такого варианта. – прим. Автора). В общем, труд надо доработать. Но авторы сопроводительного рекламного зазывания не могут удержаться от искушения предложить еще одно исследование, которое должно предшествовать «Призраку» Барнетт. Это, как они уверяют, великолепная книга Кристин Руан «Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700-1917» (Новое литературное обозрение, 2011). Они подчеркивают, что каждая из исследовательниц рассматривает широкий круг вопросов в рамках своего историко-политического периода. И, что очень важно, в обеих книгах поднимается тема подавления женщин и принуждения их к ведению домашнего хозяйства. Чем принуждалась женщина? Сексом? Но ведь его не было.

Вообще,  возникает вопрос: «А где же отечественные исследователи и исследования? Неужели же это настолько не интересно? Или, нет, правельнее задать вопрос следующим образом: «Русские не интересны сами себе в вопросах моды, не так ли?» Но вместе с этим я благодарен сим госпожам. Ознакомившись с их творчеством, я понял, что оказывается, все эти журналы -

Мода Ленинград
Мода Практичная для полных
Моды 
Платья и костюмы
Рижские моды
Для вас, женщины. Платья для дома.

Модели для молодых с чертежами уменьшенного кроя
Я шью сама модели с чертежами кроя
Набор открыток Мода для всех с чертежами уменьшенного кроя
Для вас, женщины. Спортивные свитеры

-являются полнейшей фикцией. Они были нужны что бы морочить голову всему миру. Этакие Потёмкинские деревни. А самым главным журналом, оказывается, было издание «Новые товары». Цель которого было показывать товары, которых не достать. Пре-лест- но!

Уважаемые исследователи! Обращаю ваше внимание, что ведь есть еще кинематограф, причём не только художественный, но и документальный. Есть фотодокументалистика. Пожалуйста, исследуйте. Вы даже можете попросить у наших граждан фото интересующего вас периода и вам пришлют копии. С указанием местности, даты и даже мероприятия на котором оно было сделано. Обратите внимание на то что в России есть сезоны. Есть зима. Она очень холодная. Климат такой. Климат привел к тому, что население использовало верхнюю одежду из меха. Мода такая была. Женская. Женщинам нравилась одежда из меха. Так же обращаю ваше внимание, что практически в каждой союзной республике были дома мод. Можете проверить – до сих пор есть упоминания в Интернете о домах мод- Московском, Ленинградском и Львовском. При этом указ о создании первого дома моды был  подписан еще до окончания войны, в 1944 году. И в 1949 году на знаменитой еще с ХVIII века "улице моды" Кузнецком мосту в доме № 14 произошло открытие Общесоюзного Дома моделей одежды - ОДМО. Здесь работал лучший творческий коллектив страны, который снабжал фабрики лекалами новых моделей. Выпускался "Журнал мод" и наборы выкроек, проводились сеансы показа мод для населения. Кроме Москвы, в 40е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске и Риге.

Хотя западные исследователи могут не согласиться с моими доводами. Тем более, что  женщин принуждали к ведению домашнего хозяйства. Я бы очень хотел узнать, каким образом это делалось.

В общем, я смотрю на это всё и возникает вопрос: «Там- то понятно .А зачем эти исследования у нас издаются?» Я думаю, для демократии. Надо же обеспечивать наличие иной точки зрения, пусть даже такой феерически фантастической. Ничего другого в голову не приходит. Ведь ситуация с модой в СССР, на мой взгляд, выглядит следующим образом.

 Да, безусловно, свободно пойти и купить готовую одежду хорошего качества удобную, красивую и модную было не так-то просто. Многие люди при покупке одежды руководствовались такими критериями, как «ноское», «немаркое», и, конечно же, «дешевое», недаром в обиходе укоренилось выражение «дешево и сердито». Не то, чтобы в магазинах крупных городов было совершенно пусто, нет, в 1950-е товар стал появляться, но его катастрофически не хватало, одежда была очень однообразной, часто устаревших фасонов, с погрешностями в крое, а порой и с откровенным браком. Послевоенное время, требования к товарам были минимальные. И, если говорить именно о моде, то это явление действительно присутствовало в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. До определенного времени.

 В шестидесятые годы мир гостеприимно распахнул нам двери, и советские мода стала откровением за рубежом. С большим успехом в Европе были показаны первые высокие русские сапожки модельера Веры Араловой в комплекте с беличьей шубкой. Модные вещи украшались с фантазией, иногда с элементами фольклорного стиля. Нет, нет, нет, этого не было, скажет наш западный исследователь.  Этого тоже не было. Ну не носили же эти вещи в СССР? Массово, конечно, нет. Да, господа, и у вас далеко не всё носится, из того что показывается на подиумах. А с тем же нью луком поначалу вообще скандал вышел. Его довольно жестко порицали и Диору потребовалось время, для того, что бы стиль был воспринят и стал модным.

Судя по всему, для наших исследователей этого не было, и основная задача – убедить и нас в том, что это фикция, мираж. На самом деле, эти западные исследования игнорируют ряд простых фактов. Начнем с самого примитивного. Для того что бы модно одеваться, необходимо не только иметь возможность приобрести модную одежду, но и выйти в ней куда- нибудь. Конец сороковых- пятидесятые – это восстановление страны после войны, большей части европейской части. Шестидесятые – это массовое строительство, расселение страны из «коммуналок». Итак, когда бы вы предпочли пощеголять в модных одеждах – разбирая завалы и возводя из руин заводы, театры и здания или в коммуналке, в ожидании переселения в новостройку? Да, кстати, и на Западе в модные одежды одевались далеко не все. А мне бы хотелось посмотреть на фермеров в костюмах от Диор, убирающих кукурузу. Почему такая дискриминация ? Это не справедливо - люди, обеспечивающие едой цивилизацию в Западном Мире, не могут ездить на комбайнах и тракторах в современных нарядах от того же, допустим, Чалояна. Ведь такое положение вызывает вопросы и мысли. Например, не является ли эта исследовательская литература аналогом творчества советских журналистов, которые в США всегда стремились показать исключительный негатив – безработных, наркоманов, грязь, бомжей на свалках. Или может быть здесь еще что- то? Ведь можно было бы обратить внимание и на факты, происходившие на Западе. В шестидесятых Русское Покорение Космоса вызвало Космическую Моду. В семидесятых годах двадцатого века произошло ещё одно событие, которое проигнорировали наши исследователи: Ив Сен-Лоран в июле 1976 года представил в Париже революционную коллекцию Haute Couture, кардинально меняющую направление моды.

Никто до него не посвящал целый показ культуре одной страны. Ива Сен-Лорана вдохновляло русское искусство - иконы, живопись, балет и опера. Президент фонда Yves Saint Laurent Пьер Берже так писал: "Русская по духу коллекция была очень важна для творчества Сен-Лорана. Она при жизни возвеличила его, все это было так ново для моды".  Я думаю, комментарии излишни. Безусловно, мода в западных странах на порядки превосходила моду СССР,  у нас не было знаковых кутюрье, но писать, что её у нас моды не было вообще  – это чушь. Была мода на русское и мода на космос.. А космос - это поле русского триумфа. Впоследствии мода на "совок"  проявилась  еще раз - во времена Горбачевской перестройки. Но она имела гротескный вид - ушанки и матрешки Ельцин и Горбачев.

 

Этот сайт создан на материалах книги "Культура Атомного Века" М. В. Иванова- Ильина, вышедшей ограниченным тиражом и представляющей собой первую российскую попытку оценить культурное значение Атомного века (Страничка автора на Литрес) Материалы сайта разрешается использовать только с указанием ссылки на сайт или на книгу

Атомный век - новое древо познания и новое изгнание из рая.

- Иосиф Левин

История - утомительная прогулка от Адама до Атома.

- Леонард Луис Левинсон

Нет ничего, кроме атомов и пустоты. Всё прочее - впечатления.

- Демокрит

Атомная Энергия
Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности - Андрей Сахаров.
Если вы преуспеете в использовании открытий ядерной физики на благо мира, это распахнет дверь в новый земной рай.- Альберт Эйнштейн.
Начало страницы