Символика  «Атомного Века».

Конечно, если «Атомный Век» имел культурное значение, то атом должен был проявиться в искусстве.  И здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что  один из самых непростых вызовов Атомного века, поставленный перед искусством того периода, приняли художники: им необходимо было  изобразить атом, а так же создать атомную символику и даже атомную геральдику. Попыток было много. Но остановились на орбитально- планетарной модели Резерфорда- Бора. Обычно атом изображается согласно упрощённому графическому изображению модели Бора-Резерфорда — в виде скрещённых орбит электронов с точкой ядра посередине.

 

Он символизирует атомную энергетику, ядерное оружие, физику (чаще ядерную), науку и научно-технический прогресс. Впервые официально его использовали в Дании в 1955 году на медали в честь Нильса Бора (одного из “отцов” атомной науки). Эмблема атома входит составной частью в эмблему Всемирной федерации научных работников (ВФНР) и является центральной эмблемой флага МАГАТЭ.
Как же она возникла? Почему получила именно такое изображение? Как известно, атом — мельчайшая частица вещества, не видимая для глаза человека и оптических приборов. Ее фактически нельзя изобразить. Однако, как и другие понятия в точных науках — физике, химии, математике, атом уже с конца XIX века стали изображать условным знаком - символом — схематически, в виде жирной точки (ядра, протона), вокруг которой очерчивалась тонкая линия - окружность (орбита) со светлыми кружочками на ней (электроном). Эта модель атома была предложена знаменитым английским физиком Э. Резерфордом, вплоть до 30-х годов XX в. была принята в физике и химии и использовалась в качестве иллюстративного материала в учебниках, научно-популярных работах и в технической литературе. Символ Резерфорда оказался более наглядным, лаконичным и удобным для изображения, чем предложенные другими учеными — Дж. Томсоном и Н. Бором. Однако после второй мировой войны и в связи с бурным развитием атомной физики и атомной техники и с углублением знаний о строении атомного ядра символ Резерфорда представлялся уже наивным, и в научной, учебной и технической литературе по атомной физике и энергетике более употребительным становится символ атома, предложенный немецким физиком Зоммерфельдом: две перекрещивающиеся эллиптические орбиты и в их центре — точка (ядро атома). Именно это изображение атома, именно этот его символ приобретает широкую известность, перейдя из специальной литературы с середины 50-х годов в научно-популярную, а затем и в общественно-политическую, попав на страницы газет и журналов, в политический плакат, а позднее и в художественную графику, живопись и даже в скульптуру. Это изображение атома становится, таким образом, зримым, доходчивым символом современного научно-технического прогресса, эмблемой “мирного атома”, в то время как олицетворением термоядерной войны и разрушения становится, начиная с 50-х годов изображение “атомного гриба”, то есть огненно-дымового облака грибовидной формы, появляющегося в первые мгновения после взрыва атомной или любой ядерной бомбы. Показательно, что эмблема “мирного атома” пришла из науки, прямым путем произошла из научного символа атома, в то время как эмблема атомного разрушения, атомной войны была создана на основе лишь немного стилизованной, но реальной фотографии атомного взрыва. Таким образом, в основе обеих этих эмблем лежат диаметрально противоположные истоки — абстрактный символ и реальная фотография. Этот факт хорошо иллюстрирует принципиальную разницу между самими понятиями “мирный атом” и “атомная война”.
В конце 60 — начале 70-х годов эмблема “мирного атома” стала практически использоваться как довольно популярная эмблема советской эмблематики. С одной стороны, она стала непременной составной частью, одним из компонентов сложных эмблем различных научных обществ, институтов, учреждений, связанных с изучением проблем атомной физики и энергетики. С другой стороны, она использовалась как самостоятельная эмблема советской городской геральдике, в гербах городов, так ими иначе имеющих отношение к ядерной физике: Дубна, Протвино, Подольск, Пущин, Дзержинск и эмблему атома начинают использовать и в современном орнаменте (например, в книжной графике. Обратите внимание на рисунки. В то время как научные модели атома невыразительны, бледны, чертежны, эмблема атома проста, элегантна, красива, выразительна, хорошо запоминается. В чем тут дело? А в том, что в эмблеме исчезло все лишнее, она лаконична. Кроме того, она стилизована и потому стала уже не чертежом и схемой, а рисунком. Обратите внимание на то, что линии эллипсов у эмблемы атома имеют утолщения на своих коротких, крутых отрезках, как будто в этом месте сильно нажали пером. Это и есть стилизация, характерная именно для данной эмблемы — она становится как бы более “выпуклой”. Чтобы стать эмблемой, знаку атома пришлось не только пройти долгий путь отбора среди однородных по характеру моделей, но и выдержать конкуренцию со стороны иных, не научных, а художественных представлений об эмблеме атома. Так, в 60-х годах было предложено в качестве эмблемы Института ядерной физики изображение золотой латинской буквы U (означающей уран) с красной точкой в центре (символизирующей расплавленную плазму) и исходящими от нее четырьмя золотыми лучами (символ излучения, радиации). Точно так же для изображения атомной радиации художники неоднократно предлагали нарисовать сноп лучей, исходящих из одной точки (это изображение принято, например, на войсковой эмблеме войск противоатомной защиты).
Однако все эти изображения либо многословны, либо прибегают к крайне редко допустимым в эмблематике элементам (буквенному изображению), либо не имеют характерного отношения именно к атомной тематике сноп лучей может быть и эмблемой света) и потому требуют особого объяснения, в то время как эмблем) должна быть узнаваема без комментариев. Вот почему символ атома должен, строго говоря, использоваться лишь по прямому назначению — служить эмблемой мирных отраслей промышленности, связанных с атомной физикой. Для других же новых отраслей науки и возникающих на их базе новых производств для обозначения всего нового и прогрессивного в технике следует искать свои, иные эмблемы. Какими они должны быть? Где их искать? Как их создавать? Где брать идеи дни их графического оформления? На все эти вопросы отвечает, по существу, исторический опыт создания символа и эмблемы атома — из самой физики, путем использования научных моделей и условных знаков (символов), создаваемых учеными.
В 70 — 80-е годы XX в. в советской эмблематике делались неоднократно попытки использовать символ атома как эмблему в городских и прочих территориальных гербах. Однако не всегда такие попытки были удачны. Чаще всего их результатом были бледные, невыразительные эмблемы, нуждавшиеся в пояснении. По мнению В. В. Похлёбкина, художникам обычно с трудом удавалось выразить идею с помощью этого символа. Конечно, можно спорить с таким доводом, но, несмотря на то, что символ используется уже более пятидесяти лет, но до сих пор некоторые геральдисты считают его еще слишком новым.

Но не только эта эмблема относится к явному указанию на принадлежность к Атомному Веку. Кроме неё, к символам этой эпохи относятся:

1. Starburst («Старберст», вспышка сверхновой) – представляет собой ромб, со сторонами в виде дуг, вогнутыми вовнутрь. Фигура обычно более вытянута по горизонтали. Этот символ появился благодаря кинематографистам, снимавшим фильмы на тему космических перелетов на скоростях превышающих скорость света. По мнению кинематографистов именно при этом условии мы сможем увидеть  Starburst в иллюминаторах.

 

СИМВОЛ СТАРБЕРСТ НА ТАРЕЛКАХ

СИМВОЛ СТАРБЁРСТ НА ТАРЕЛКАХ

 

Вообще- то, этот символ имеет большее отношение к Космическому веку, но так же считается символом Атомного века.  Так что, как бы это не прозвучало, но у Атомного века есть вкус. Что бы его ощутить, попробуйте одноименные конфеты – Starburst.

 

 

 

СИМВОЛ СТАРБЕРСТ  НА ТКАНИ.

 

2. Органические формы - это изображения скелетных форм растений, нарисованные в тонких, паучьих графических формах",  на подобие рентгеновских снимков. Эти ботанические образцы повлияли на более поздние символы атомного века, которые повторяли уже органические формы, похожие на клетки и организмы которые можно увидеть при просмотре через микроскоп.

 

 

3.Sparkle (Спаркл, блеск, искра) – представляет собой  крупную точку  из которой в разные стороны расходятся короткие лучи. Менее распространенный символ, но его можно обнаружить и на посуде и на одежде куклы.

 

Символ Sparkle на тарелке.

4.Спутник. Схематичное изображения спутника так же являются символами Атомного Века. В основном, этот символ использовался в СССР и странах Социалистического Лагеря.

 

Символ СПУТНИК (SPUTNIC) на портсигаре.

 

Символ СПУТНИК (SPUTNIC) на ткани.

5. Ракета. Схематичное изображения ракеты, так же использовались в качестве символа эпохи в СССР и странах социализма.

 

 

 

 

Но это всё символы, подчеркивающие позитивное отношение к атомной энергетике. Вместе с тем,  наряду с эмблемой мирного атома после второй мировой войны возникли и общественно-политические эмблемы антиатомных (антиядерных) движений. Все они создавались па Западе на той или иной национальной или политической почве и потому имеют ряд различий в разных странах — единой антиатомной эмблемы для всего мира не существует. Самой распространенной, а вернее, наиболее употребительной эмблемой антиядерных общественных движений в странах Западной Европы и Америки принято изображение “ядерного гриба”, перечеркнутого двумя жирными узкими полосками наподобие знака умножения или буквы “ х ”.

Иногда к этому изображению добавляются буквы, а точнее, краткое слово, означающее отрицание: “Нет!” (No! Non! Nein! Nej! и т. д.). Постепенно за последние 35—40 лет сложилось так, что его полосам, перечеркивающим “атомный гриб”, придается разный цвет, в зависимости от того, какое движение выступает против угрозы атомной войны и за прекращение ядерных испытаний. Красными полосами перечеркивают эту эмблему все левые организации (коммунисты, левые социалисты, социалисты, народные социалисты, социал-демократы; зелеными полосами пользуются организации “ зеленых”, выступающие против атомных взрывов с позиций защитников окружающей среды; желтыми — религиозные организации; черными пользуются беспартийные и представители ряда буржуазных пацифистских партий, если они участвуют в антиядерных движениях. Таким образом, когда на антивоенных митингах, манифестациях с участием разных политических движений демонстранты несут эту эмблему, перечеркнутую разными по цвету полосами, это наглядно выражает единство разных сил в антиядерном движении. Такие наглядные эмблемы имеют огромное политическое воздействие. Другой распространенной антиядерной эмблемой (в основном лишь в немецкоязычных странах) является руна R , обозначаемая в руническом письме знаком, показанным ниже .

 

Этот знак в международное употребление скандинавские сторонники антиядерного движения в начале 70 -х годов. И он был принят соответствующими движениями в Англии, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Австрии, Люксембурге, Нидерландах, во фламандских районах Бельгии и, конечно, на всем скандинавском Севере — Гренландии, Фарерах, Исландии, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Что же означает этот знак, этот символ и почему его связали с современным антиядерным движением? Руна R и ее руническое обозначение (читается “ир”) по своему смыслу означают отрицание “нет”. У древних скандинавов этот знак означал первоначально слово “идегран” — ветку тиса, священного дерева скандинавов, которое способно жить свыше 2000 лет, растет крайне медленно, вечнозеленое, обладает чрезвычайно твердой древесиной. С древнейших времен ветки этого дерева использовались для похоронного венка на гроб и на могилу. Таким образом, в Скандинавии венок или ветка тиса означали эмблему похорон и одновременно эмблему смерти (вариант — эмблема загробного бессмертия, памяти людей об усопшем).
Вплоть до конца второй мировой войны этот знак “ ир-идегран” употреблялся в Скандинавии как национальный похоронный знак, его наносили на материю, обтягивающую гробы, или ставили рядом с могильными крестами, а то и вместо них. Когда же началось антиядерное движение, его сторонники в Скандинавии решили, что будет весьма уместно взять в качестве эмблемы именно знак “ир-идегран”, так как он напоминает всем о неизбежности смерти от ядерного оружия и на языке рун и означает “ нет” (нет — ядерной бомбе!), а кроме того, имеет сходство с перевернутым вверх ногами “ядерным грибом”, то есть означает его отрицание, низвержение. dto в сумме как нельзя лучше способствовало тому, что этот единый для всех скандинавов знак стал вскоре знаком антиядерного движения в Северной Европе. Затем его восприняли другие страны, так сказать, древнегерманского корня — ФРГ, ГДР, Австрия и Нидерланды, а спустя некоторое время он получил признание как знак антиядерного движения и почти во всех англоязычных странах (кроме США) — в Великобритании, Канаде, Австралии и даже в далекой Новой Зеландии. На основе этого знака в 70 — 80-х годах появились некоторые осовремененные модификации, например эмблема датского движения против размещения ядерного оружия в Европе. Знаком руны “ир-идегран” пользовались и английские женщины, окружавшие пикетами базу Гринэм-Коммон, подчеркивая тем самым направленность своего движения против размещения в Европе ядерного оружия. Таким образом, этот древнескандинавский символ в наши дни приобрел международное значение и в ряде случаев послужил в своем первоначальном или в осовремененном обличье эмблемой ряда национальных организаций не только антиядерного движения, но и вообще антивоенного движения в Европе, организаций, выступающих за мир. Это, между прочим, наглядно свидетельствует о том, что борьба за мир фактически превратилась на данном этапе исторического развития в борьбу против ядерного оружия.
При использовании одного и того же знака руны “ир-идегран” антиядерные или антивоенные движения в разных странах меняют цвет самой руны (черный, белый, красный) и цвет фона, на который наносится этот символический знак (белый, черный, желтый, синий, красный), что дает возможность при сохранении антиядерными движениями в разных странах единой эмблемы в то же время различать разные отряды, разные национальные, политические или общественные организации, участвующие в этом поистине всемирном движении. По типу руны “ ир-идегран” созданы и некоторые другие эмблемы антивоенного движения — они повторяют ее конструкцию, но при помощи реальных предметов (гвоздики, фигуры человека, атомной бомбы).

Этот сайт создан на материалах книги "Культура Атомного Века" М. В. Иванова- Ильина, вышедшей ограниченным тиражом и представляющей собой первую российскую попытку оценить культурное значение Атомного века (Страничка автора на Литрес ) Материалы сайта разрешается использовать только с указанием ссылки на сайт или на книгу

Атомный век - новое древо познания и новое изгнание из рая.

- Иосиф Левин

История - утомительная прогулка от Адама до Атома.

- Леонард Луис Левинсон

Нет ничего, кроме атомов и пустоты. Всё прочее - впечатления.

- Демокрит

Атомная Энергия
Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности - Андрей Сахаров.
Если вы преуспеете в использовании открытий ядерной физики на благо мира, это распахнет дверь в новый земной рай.- Альберт Эйнштейн.
Начало страницы