Атомный Век в Западном изобразительном искусстве

Теперь разговор пойдет о тех  художниках Запада, которые работали именно в Атомной Теме. Позволю себе напомнить, что Запад воспринял вхождение в Атомный Век очень позитивно, и такое состояние умов не могло не отразиться в искусстве того периода.  В 1948 году в Европе артистическое движение Eaismo, издало манифест, иллюстрирующий некоторые аспекты атомного века. Правда, основные его тезисы были пронизаны не оптимизмом, а обеспокоенностью. Они указывали на несоответствие между нормами морали общества того периода и огромными разрушительными возможностями, которые получило человечество, продемонстрированные ужасной атомной бомбардировкой Японии. Так же выражалась обеспокоенность промышленным использованием ядерной энергии. Это было движение поэтов и живописцев, основанное итальянским художником Волтолино Фонтэни. В последствии к движению присоединились поэт Марчелло Ланди и литературный критик Гуидо Фавати.

В 1948 Вольтолино Фонтэни изобразил распад и фрагментацию атома на холсте. В 1951 живописцы Энрико Бэдж и Серхио Данхело создали nucleare движение. К ним присоединилось много итальянских художников, а так же иностранцев, в числе которых были  Ив Кляйн, Антонио Сора. Главою этого движения стал Пьеро Манцони, впоследствии ставший очень знаменитым (торговля собственными отпечатками пальцев, объявление Умберто Эко и ряда других личностей произведениями искусства).  Движение полностью исчерпало себя в течение десяти лет. Однако некоторые статьи, недавно опубликованные в газетах и журналах, показывают, что интерес к этому художественному опыту возобновился. В 2004 году в Галерее Джиральди в Ливорно, была организована выставка, посвященная Eaismo. В октябре 2014 года Мартиной Корнати была представлена  научная работа, посвященная результатам творчества Eaismo.

Хотя мне кажется, что широкому кругу российской публики, все эти имена вряд ли что скажут, а картины по причинам юридического плана, я привести не могу. Но заинтересовавшиеся могут вполне свободно познакомиться с творчеством представителей этого течения посредством Интернет. Для нас более примечательным является факт того, что Атом нашёл отражение в произведениях ряда выдающихся художников того периода. Еще до наступления Атомного Века в 1932—1933 годах Ривера сделал фреску «Человек на распутье»  (известна так же под названием «Расщепление атома» ) для Рокфеллеровского Центра в Нью-Йорке. Наиболее значимым в этой фреске было изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации трудящихся на Красной площади в Москве. Фреска была уничтожена в 1934 году (о чем было сделано официальное сообщение Центра), после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката Центра.  Поэтому деньги за создание этой фрески Ривере выплачены не были. Автор впоследствии воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств.

 

 

Она получила название: «Человек, управляющий Вселенной». Человек отказался от 1 миллиона долларов (тех долларов, не сегодняшних). Много ли сейчас таких художников, способных по идейным убеждениям отказаться  от подобного вознаграждения? Большой вопрос.

 

Знаковая фигура того времени -  Сальвадор Дали, отдавая дань значимости вступления в эту новую эпоху, посвятил ряд своих работ атомной теме.  К сожалению, я не могу привести эти картины в качестве иллюстраций, так как это будет нарушением авторского права. Дали, как никто другой, уделил огромное внимание освоению атомной энергии и даже изобразил расщепление атома.

Работы Дали, имеющие отношение к «Атомной теме»

Атомно-урановая меланхолическая идиллия

Расщепление атома (Дематериализация под носом у Нерона) Новое видение мира родилось у Дали после взрыва над Хиросимой 6 августа 1945 года. Художник написал целую серию картин, посвященных атому, в том числе и эту. По композиции картина очень похожа на "Мадонна Порт-Льигата". Снова присутствует расколотая арка, в центре которой теперь располовиненный атом.

Внутриатомное равновесие

Три сфинкса острова Бикини

Леди Атомика (Атомная Леда) 

Молекулярный всадник

Ядерный крест.

Корпускулярно-ляпис-лазурное Успение

Обнаженный Дали, погруженный в созерцание пяти правильных фигур, превратившихся в корпускулы, в которых неожиданно проступила Леда Леонардо, хромосоматизированная лицом Гала

Философ

 

 

Но не только Ривера и  Сальвадор Дали могут носить это звание. Безусловно, к художникам атомного века в полном смысле можно отнести Гигера Ганс Рудольф Гигер  (род. 5 февраля 1940) — швейцарский художник, представитель фантастического реализма, наиболее известный за свою дизайнерскую работу для фильма «Чужой». Его имя часто пишется как HR Giger. Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма. Также его стиль многие художники называют некро-готикой.

Он родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлеченного всем темным и таинственным ребенка послужил принесенный как-то отцом череп (врученный в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм).

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» — «Атомные дети») были опубликованы с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе Чура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha» (Однако…  Оказывается, у них то же были «запрещенные»…). Именно благодаря этим рисункам мы относим Ганса Рудольфа Гигера к художникам атомного века в самом прямом смысле, но слава пришла к нему позже и по другой тематике.

 Атомных детей Гигера можно посмотреть по этой ссылке

Это случилось  в 1977 с выходом третьей книги «Некрономикон». Этот сборник постеров привлек внимание американского режиссёра Ридли Скотта, который  использовал работы Гигера для оформления своего фильма «Чужой» и создания образа ксеноморфа. И это было удачей! Этот фильм принес художнику Оскар в 1980 за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «чудища» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

 

Уникальное художественное качество картинам Гигера придает аэрограф. Это приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири:

«Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдем. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки — за восемь месяцев до рождения. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. Наши города похожи на гигантские муравейники, населенные колониями насекомых, безликих и уродливых. И это — мы»

 


На данный момент мне более не известны западные художники, активно работающие  именно с атомной тематикой. 

Этот сайт создан на материалах книги "Культура Атомного Века" М. В. Иванова- Ильина, вышедшей ограниченным тиражом и представляющей собой первую российскую попытку оценить культурное значение Атомного века (Страничка автора на Литрес ) Материалы сайта разрешается использовать только с указанием ссылки на сайт или на книгу

Атомный век - новое древо познания и новое изгнание из рая.

- Иосиф Левин

История - утомительная прогулка от Адама до Атома.

- Леонард Луис Левинсон

Нет ничего, кроме атомов и пустоты. Всё прочее - впечатления.

- Демокрит

Атомная Энергия
Лично я убежден в том, что человечество нуждается в ядерной энергии. Она должна развиваться, но при абсолютных гарантиях безопасности - Андрей Сахаров.
Если вы преуспеете в использовании открытий ядерной физики на благо мира, это распахнет дверь в новый земной рай.- Альберт Эйнштейн.
Начало страницы